1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины способы диагностики и прогноз

Симптомы рака позвоночника и проявления, методы лечения, диагностики, прогноз заболевания и профилактика

Метастазы в кости позвоночника – бесконтрольное увеличение и разрастание костных структур, которое приводит к осложнениям различной степени тяжести. В статье мы разберем рак позвоночника, симптомы и проявление.

Позвоночник

Внимание! В международной классификации болезней (МКБ-10) вторичное злокачественное новообразование костей обозначается кодом C79.5.

Что это за патология

Раковые клетки, как правило, распространяются через кровеносные и лимфатические сосуды в другие органы, где образуются метастазы. Органом, в котором многие виды рака преимущественно метастазируются, являются кости. Метастазы могут значительно влиять на состояние и стабильность костей.

Метастазы

Сначала появление метастазов протекает бессимптомно. Чем быстрее выявляются метастазы, тем лучше прогноз. Сегодня существует ряд эффективных методов лечения, которые не только облегчают симптомы, но также препятствуют росту злокачественных клеток.

Раковые клетки, которые осаждаются в костях, продуцируют разные мессенджеры (цитокины) и факторы роста. Остеокласты нарушают равновесие между процессами костной деградации и развития в пользу дегенеративных процессов. В отличие от остеопороза, где процесс во многом похож, разрушение кости при метастазах происходит значительно быстрее.

Существуют также метастазы, которые стимулируют остеоциты, остеобласты, что приводит к чрезмерному образованию кости. Однако они далеко не так стабильны, как здоровые кости. Все эти изменения в костной ткани высвобождают вещества, которые систематически стимулируют рост недоброкачественных клеток. Опухоль продолжает расти, могут развиваться новые метастазы.

Причины развития

На позвоночник могут влиять опухоли в костях и нервных структурах. В костных структурах опухоли могут быть как доброкачественными, так и злокачественными. Они могут возникнуть только в костях (первичные) или появляться от других опухолей (метастазы). Опухоли в нервных структурах очень редко возникают. Онкология позвоночника, симптомы и признаки болезни – это компетенция онколога.

Опухоли в позвоночнике, однако, редко возникают и составляют лишь 1% от всех первичных патологий такой формы. Почти каждый второй больной раком в стадии метастазов имеет патологии в костях, из которых, в свою очередь, две трети встречаются в позвоночнике. Очень редкие первичные опухоли классифицируются в соответствии с их поведением роста (доброкачественные, полузлокачественные, злокачественные и опухолеподобные расстройства) и метастазами в зависимости от их ткани происхождения (молочной железы, легких, предстательной железы, почек). На каждую возрастную группу могут влиять первичные или вторичные опухоли позвоночника.

Симптомы и проявления

Симптомы зависят от типа опухоли и стадии заболевания. Вначале у человека возникают спинные боли даже в состоянии покоя, они иногда мешают ночному сну. Если опухоль оказывает давление на задние спинальные корешки, это приводит к неврологическому дефициту. Если давление на передний корешок усиливается, могут возникнуть двигательные нарушения и паралич. Могут появиться и другие неврологические расстройства: паралич мочевого пузыря, ректальная дисфункция или измененные рефлексы.

Пациенты жалуются на мышечные слабости в ногах. На последнем этапе также сохраняется постоянный паралич. В зависимости от хода опухолевого заболевания, этапы также могут быстро следовать друг за другом.

Паралич

Наиболее распространенные симптомы метастазов в кости включают боль в затронутых областях. В худшем случае пораженные кости могут сломаться, потому что прогрессирующее разрушение кости остеокластами ухудшает их стабильность. Если метастазы в области спинного мозга распространяются, это может также привести к стенозу позвоночного канала.

В некоторых случаях наблюдается значительное увеличение кальция в крови (гиперкальциемия) из-за увеличения выделения кальция из кости, что влияет на многие метаболические процессы. Симптомы гиперкальциемии варьируются от тошноты и сердечных аритмий до потери сознания.

Диагностика

Если существует конкретное подозрение на метастазы, это необходимо уточнить исследованиями. Скелетная сцинтиграфия (за исключением меланомы) особенно подходит для обнаружения метастазов. Она более чувствительная, чем стандартная рентгенография. Во время обследования в вену вводят слабое радиоактивное вещество. Оно быстро накапливается в кости – больше в метастатических областях, чем в других местах. Через два-три часа врач использует так называемую гамма-камеру, чтобы сделать несколько снимков всего тела, включая голову. Камера регистрирует, в каких точках скелета накапливается большая часть вещества и где, соответственно, следует подозревать метастазы. Метод имеет высокую точность и хорошо подходит для обнаружения зарождающегося рака. Он также используется для наблюдения за уже выявленными патологиями.

Если в сцинтиграмме выявляются заметные очаги, назначают дальнейшие исследования. В клинической практике применяют рентгенографию, компьютерную томографию (КТ) и магнитно-резонансную томографию (МРТ). С помощью томографии врач также может оценивать внутренние органы, мышцы и нервы. Рентген проводить рекомендуется при подозрении на другие заболевания в области позвоночника (крестцовой, поясничной или иной).

Сцинтиграфия

Многие спрашивают: сколько с ним живут? Продолжительность жизни во многом зависит от локализации патологии и симптомов. На ранней раковой стадии можно предотвратить прогрессирование заболевания. Можно убрать боли поясничного отдела и другие признаки, однако полностью болезнь вылечить невозможно.

Способы лечения и советы пациентам

Перед назначением схемы лечения необходимо точно определить опухоль с точки зрения ее типа, локального размера и степени распределения. Пока опухоль еще не привела к неврологическому дефициту из-за давления или нестабильности, метастазы обычно сначала лечат лучевой терапией. Химиотерапия может только привести к уменьшению боли после определенного периода времени. Большинство пациентов на нее не реагирует.

Хирургическое вмешательство необходимо, когда опухоль нажимает на нервную ткань или разрушает так много костной ткани, что состояние пациента находится под угрозой. Во время операции опухоль удаляется, а позвонки заменяются имплантатами. Из-за анатомических особенностей позвоночного столба невозможно воздействовать на карциномы радикально.

Хирургия

Лучевая терапия очень эффективна против костных метастазов. Поскольку она может использоваться целевым образом, это лечение предпочтительно, особенно при локализованной боли в костях. В зависимости от типа рака лучевая терапия уменьшает болевой синдром на 85 процентов.

Прогноз

Целью каждой опухолевой терапии является повышение качества жизни, то есть поддержание подвижности конечностей, уменьшение боли и предотвращение неврологического дефицита. Прогноз во многом зависит от степени повреждений и состояния больного.

Совет! Не рекомендуется как женщинам, так и мужчинам лечить самостоятельно злокачественные неоплазмы. При первой симптоматике (отеке, болевых ощущениях в пояснице, спине) рекомендуется посетить отделение скорой помощи. Рак может проявляться по-разному, поэтому определять заболевание с помощью косвенных характеристик не рекомендовано.

Причины возникновения комы при сахарном диабете, симптомы, методы диагностики, лечения, потенциальные осложнения и профилактика

Диабетическая кома (аббревиатура: ДК) – тяжелое метаболическое состояние, которое обусловлено недостатком инсулина. В статье мы разберем, при каком уровне сахара развивается кома.

Внимание! В международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) сахарная кома обозначается кодом Е10.0.

Разновидности сахарной комы: патофизиология

Существует две основные разновидности ДК:

  • Кетоацидотическая;
  • Гиперосмолярная кома.

Кетоацидотическая кома чаще всего встречается у диабетиков первого типа. Поскольку инсулин перестаёт синтезироваться поджелудочной железе, и клетки не могут поглощать сахар из крови через транспортеры GLUT-4, организм пытается получить энергию путем разрушения жиров и белков. Метаболиты разрушения белковых и жировых соединений именуют «кетоновыми телами».

Концентрация глюкозы в крови при коме может составлять от 16,65 до 38,85 ммоль/л (300-700 мг/дл). Гипергликемия увеличивает экскрецию мочи (полиурия), поскольку глюкоза перестаёт реабсорбироваться, что приводит к осмотическому диурезу. У пациента увеличивается «кислотность» крови. Тело пытается компенсировать это, увеличивая выдох углекислого газа. У больного наблюдается частое, регулярное, глубокое дыхание (дыхание Куссмауля) с запахом ацетона.

Полиурия может вести к сильной дегидратации, почечной недостаточности, увеличению количества солей (электролитов), особенно калия. Иногда у больного возникают сильные боли в животе (псевдоперитонит), что также может вызвать аритмию.

Читать еще:  Что помогает при варикозном расширении вен

Гиперосмолярная кома характерна для диабета 2 типа, поскольку она встречается при относительной недостаточности инсулина. В этом случае у пациента имеется эндогенный инсулин, на который, однако, не реагируют клетки организма.

Высокая концентрация моносахаридов в крови увеличивает осмолярность крови. Гипергликемия приводит к полиурии. Обезвоживание, как и при кетоацидотической форме комы, может привести к понижению калия в русле крови и другим нарушениям; это может замедлять восстановление пациента.

Причины и механизм развития патологии (патогенез)

Относительный дефицит инсулина возникает, если пациент не лечится от диабета или неправильно принимает пероральные препараты. В некоторых случаях расстройство может быть обусловлено следующими причинами:

  • Инфекции мочевых путей или пневмония;
  • Инфаркт миокарда;
  • Беременность;
  • Повышенный обмен веществ во время или после шока, тяжелая инфекция (сепсис), серьезная травма или обширная хирургия;
  • Изменения в гормональном балансе, например, гипертиреоз (гипертиреоз) или синдром Кушинга;
  • Применение лекарственных средств, которые влияют на уровень сахара в крови – глюкокортикоидов.

Наиболее тяжелой формой кетоацидоза является кома с потерей сознания. Гипогликемия вызывает значительно повышенное выделение сахара с мочой. Чтобы вывести сахар, растворенный в моче, теряется большое количество жидкости. Это приводит к значительному дефициту жидкости и, как следствие, к серьезным нарушениям регуляции кровообращения.

Недостаточность (недостаточное количество) инсулина уменьшает количество глюкозы, которая проникает в клетки, из-за чего они страдают от дефицита энергии. Чтобы компенсировать это, организм компенсирует дефицит энергии расщеплением жира. Однако в контексте потери жира также образуются ацетоновые тела, что приводит к кетоацидозу и, следовательно, к повышенной кислотности организма. В результате избыточной кислотности дыхательная активность увеличивается. Увеличение дыхания может привести к серьезным расстройствам дыхательной системы. Пациенты нередко жалуются на боль в области груди или сильную усталость, а также выраженное головокружение. Важно понимать, что от комы умирает каждый 20 человек, поэтому меры по спасению человека нужно предпринимать в короткие сроки.

Клинические симптомы

Запах ацетона во выдыхаемом воздухе (запах гнилого яблока, лака для ногтей или жидкости для снятия лака) – частый симптом кетоацетодического коматозного состояния. Также у больных возникает повышенная жажда (полидипсия), усталость, тошнота, рвота, боли в животе, гипотония и другие расстройства.

Гипергликемия, как и гипогликемия, в первую очередь затрагивает почки и головной мозг. Пациент может страдать от нарушений речи, кожных высыпаний и других симптомов различной этиологии.

Пациенты интересуются: сколько длится кома? Время пребывания в коме может варьироваться в зависимости от состояния пациента. Любому диабетику, который впал в такое состояние, необходимо первая медицинская помощь.

Дифференциальная диагностика: характеристика принципов диагностики

ДК вызывает серьезные симптомы, которые оказывают очень негативное влияние на здоровье пациента. Всем пациентам необходима неотложная помощь при диабетической коме. Заболевание также может привести к постоянной тошноте, поэтому снижается качество жизни. Если болезнь не лечится, она также может снизить продолжительность жизни пациента.

Диагноз ДК обычно ставится вызванным врачом неотложной помощи. Врач, как правило, может распознать признаки комы при физическом осмотре. При тяжелой гипогликемии требуется ввести большое количество глюкозы. В любом случае, врач сначала измеряет уровень сахара в крови, чтобы определить, есть ли гипогликемия или гипергликемия. Кроме того, различные анализы крови проводятся для определения того, какой тип ДК присутствует.

Осложнения и тактика лечения: алгоритм и рекомендации по оказанию помощи пациенту

Кома вызывает различные симптомы и осложнения, которые могут чрезвычайно ограничить повседневную жизнь пациента. В большинстве случаев возникает неприятный запах изо рта, который невозможность устранить с помощью чистки зубов. Больной страдает от частого мочеиспускания, которое возникает из-за повышенной жажды. Из-за возникающей усталости многие виды деятельности в повседневной жизни ограничены и больше невозможны. Усталость не может быть компенсирована сном. Часто это также приводит к атрофии мышц и боли в брюшной области.

Патология чрезвычайно сильно ухудшает качество жизнедеятельности пациента. В худшем случае у пациента может развиться бессознательное состояние. Если диабет начинают лечить должным образом, никаких дополнительных осложнений или симптомов не возникает. Пациенты, страдающие сахарным диабетом, должны при первых признаках гипергликемии обращаться к доктору.

В некоторых случаях кома возникает у пациентов, которые не знали о своём заболевании. Если пациент упал в обморок, его требуется уложить в стабильное боковое положение до прибытия спасателей. В любом случае инсулин не должен вводиться до прибытия скорой. Лица, которые знают, что у них есть диабет, должны сообщать об изменениях самочувствия врачу.

Лечение ДК обычно проводят врачом неотложной помощи, а затем терапевтом. При тяжелой гипогликемии необходимо немедленно ввести глюкозу. Обычно это делается путем инфузии или посредством так называемой экстренной инъекции.

При кетоацидотической коме сначала вводят инсулин, а затем компенсируют повышенную кислотность крови. В случае гиперосмолярной формы, помимо введения инсулина, также важно предоставить пациенту дополнительную жидкость через инфузию, чтобы предотвратить дальнейшее обезвоживание. Как при кетоацидонотической, так и гиперосмолярной коме рекомендуется вызвать неотложку.

Прогноз до и после реабилитации

Прогноз зависит от скорости оказания помощи, а также от продолжительности комы. Восстановление может занимать до 3-5 лет. В тяжелых случаях пациент умирает. Около 10% пациентов испытывают полную потерю сознания. У 20% нарушается сознание. Остальные 70% пациентов бодрствуют, но имеют ограниченное или нарушенное сознание. Прогноз ухудшается, если имеется нехватка жидкости, повышенная кислотность, электролитный баланс и чрезмерная гипергликемия. Кома развивается в течение нескольких дней.

Если удастся значительно снизить концентрацию глюкозы в крови в течение 4-8 часов, у пациента благоприятный прогноз. Недостаток жидкости следует компенсировать медленно в течение 48 часов, чтобы предотвратить возможные осложнения. Перспектива лечения всегда должна рассматриваться индивидуально. Если возникает почечная недостаточность, прогноз ухудшается.

Совет! Взрослому, пожилому пациенту (мужчине, женщине) или ребенку необходимо оказать доврачебную помощь в домашних условиях. При возникновении гипергликемического расстройства необходимо уложить пациента на бок и дождаться врачебной помощи. При гипогликемическом медикаментозном состоянии необходимо больному дать кубик сахара, если он находится в сознании. В особенности требуется прекратить терапию инсулином.

Самостоятельно применять лекарства с неизвестным действием и в большой дозе без рекомендаций доктора не рекомендовано. При первых проявлениях расстройства (после инсулинотерапии, например) необходимо обратиться к доктору или в стационар, чтобы предотвратить возможные последствия. В клинике (реанимации) пациенту окажут помощь медсестры и врачи.

Анализ, диагностика, прогнозирование конфликтов

Этапы анализа конфликта

На первом этапе анализа конфликта осуществляется его развитие во времени, от завязки до начала наблюдения за ним. На данном этапе важно изучить такие аспекты:

предмет конфликта, его объект;

уровень напряженности между сторонами в начале конфликта.

Анализ предмета конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора. Это могут быть проблемы власти, обладания определенными ценностями, проблемы несовместимости или первенства. Выбор пути разрешения конфликта должен начинаться с выявления его предмета, но часто это нелегко сделать. В запутанных и сложных конфликтах предмет конфликта четких границ может не иметь, быть перетекающим.

Анализ объект конфликта. Еще один обязательный элемент конфликта — его объект, который в каждом случае выделить не всегда удается сразу. Легче установить предмет конфликта или базовое противоречие. Объектами конфликта могут быть материальные (ресурсы), социальные (власть) или духовные (идеи, нормы, принципы) ценности, к пользованию или обладанию которой оба оппонента стремятся. Чтобы быть объектом конфликта, данная ценность должна находиться на пересечении интересов разных социальных субъектов, которые стремятся ее контролировать. Есть мнение, что конфликт явного объекта может и не иметь. Вместе с «объектными» выделяются «безобъектные» конфликты, которые не основываются на взаимных стремлениях к контролю над чем-либо.

Читать еще:  Физические упражнений при высоком артериальном давлении

Участники конфликта, их анализ. Следует выделить среди участников конфликта непосредственных участников, их союзников и косвенно заинтересованных в поддержке конфликтующих сторон; установить степень вовлеченности в конфликт участников его.

Исторические корни конфликта и их анализ. К историческим корням конфликта относят территориальный спор, религиозное противоборство, национальное противоречие, экономическое разногласие и пр.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Непосредственным поводом конфликта является описание каких – либо, которые привели к конфликту. Среди них могут быть: принятие административных актов, ущемляющих права какой — либо группы; спланированная провокация; установление таможенных ограничений и т.п.

Степень напряженности в отношениях сторон в начальной точке. Ее можно представить как степень удовлетворения разных социальных групп правительственной политикой, степени организованности социальных групп, возможность оказывать давление на политику власти. Так, социальная напряженность является индикатором конфликта, психологического состояния социальных групп, групповых эмоций.

На втором этапе анализа проводится изучение хода конфликта, событий, несущих принципиально новые качества в развитие конфликта (митинг, забастовка, решение неформальных органов и т.д.). Такие события его продвигают на новую ступень: или накапливают какое-либо качество для скачка, или задерживают искусственно его продвижение. Значительную трудность анализа хода конфликта имеет определение перехода его в кризиса. Под кризисом понимается ситуация внезапного обострения, которая требует оперативных решений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Третий этап анализа конфликта предполагает разбивка хода его течения на какие – либо временные интервалы. Каждый конфликт диктует установление временного горизонта интервала внутри данного горизонта. Все рассматриваемые события должны быть привязаны к сетке интервалов и уровням эскалации.

На четвертом этапе анализа осуществление прогнозирование конфликта. Под прогнозом понимается вероятностное, научно обоснованное суждение в части ненаблюдаемого состояния объекта в какой — либо момент времени.

Прогнозирование предполагает разработку на базе прогностических методик, системного подхода, историко-логического анализа, дедуктивных выводов и пр.

В задачи прогноза, прежде всего, входят получение ответа на вопросы: что произойдет, если определенные события будут иметь место. На пятом этапе анализа производится разрешение конфликта. Он предполагает процесс решения проблемы, а целью его является разрешение конфликта в самой его сути, поиск его действительных причин. Это — процесс распознавания ценностей и потребностей, о которых договориться не удается, среди них: страх за свою безопасность, гнев из-за отсутствия определенного общественного признания и т.д.

Такие опасения, но не только материальные интересы (к примеру, более высокая зарплата), лежат обычно в основе трудноразрешимых конфликтов.

Прогнозирование поведения людей в конфликтных ситуациях

Прогнозирование последствий своих поступков – это неотъемлемая характеристика человека, который способен как контролировать собственные личностные проявления, так и управлять динамикой событий своей жизни.

Прогнозирование возможностей возникновения и развития социального конфликта человеку дает:

представление о личностных и социальных последствиях конфликта, в том числе о ресурсных затратах на участие в нем и разрешение его,

позволяет предупредить или обойти развитие нежелательных конфликтов,

регулировать процесс протекания конфликта, минимизируя потери и применяя конструктивный потенциал.

Несомненно, точнее прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, а значит и конфликтов, могут профессионалы: социологи и конфликтологи. Лишь на базе всестороннего научного исследования симптомов появляющихся противоречий и диагностики можно возможный конфликт смоделировать и разработать программу действий по сведению его негативных последствий к минимуму. Но все люди могут развить свои способности в части прогнозирования и управления итогов социальных взаимодействий, для чего необходимо обладать совокупностью взаимосвязанных знаний, отношений и навыков.

К важнейшим навыкам, которые определяют эффективность прогнозирования, относят следующие:

коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, использование различных каналов передачи информации);

аналитические навыки (сбор и обработка информации о различных ситуации и людях, обуславливающих ее, моделирование ситуации и людского поведения);

навык психологической корреляции и самокорреляции (управление и контролъ эмоциональными, волевыми состояниями, оказание положительного влияния на окружающих и пр.);

навыки выявления, разрешения и предупреждения проблемных ситуаций (чрезвычайной, конфликтной).

Прогнозирование — это особый вид деятельности, зачастую протекающий на подсознательном уровне и определяется во многом неконтролируемыми (или частично контролируемыми) формами поведения, такими, как условные привычки и рефлексы.

Процесс прогнозирования конфликта

Процесс прогнозирования включает следующую последовательность действий:

Выявление симптомов — каких — либо фактов и событий, которые в совокупности своей не дают основание делать выводы, но настораживают и побуждают к активности в части поиска дополнительной информации.

Поиск и анализ информации — сбор и обработка разных фактов, дающих базу для формулирования определенных выводов (диагностика) и принятия решение относительно предмета беспокойства.

Моделирование

возможных вариантов развития событий;

альтернатив своих действий;

последствий развития ситуации и своих действий.

Цель прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.

Используя индуктивный метод, т.е. выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта, можно анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов (от простого конфликта — к более сложному, от конкретного конфликта — к обобщению).

Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах. В этом и заключается роль конфликтологии.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса

Сущность и структура диагностики. Диагностика (греч. «распознание») в философском смысле представляет собой особый вид познания сущности единичного в сравнении с общим.

Педагогическая диагностика понимается нами как особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути их развитияили коррекции.

Педагогическая диагностика выполняет многообразные функции: воспитательно-побуждающую, коммуникативную, конструктивную, информативную, прогностическую функции, функцию обратной связи, функцию оценки результативности педагогической деятельности.

Таким образом, в процессе диагностики педагог, изучая развитие объекта или явления, заглядывает в прошлое, прогнозирует на основе причинно-следственных связей будущее, определяет (диагностирует) настоящее, и, наконец, определяет пути развития или возможной коррекции настоящего.

Этапы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов:

— анализ — рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами;

— диагностика — оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса (ЯОП) или их компонентов в тот или иной момент функционирования;

— прогностика — процесс получения опережающей информации об исследуемых ЯОП;

— коррекция – исправление отклонений в развитии ЯОП;

— моделирование — разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых ЯОП и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка);

— проектирование — дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка);

— конструирование — дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия;

— планирование — конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Читать еще:  Симптомы и лечение склероза сосудов головного мозга

Типология диагностики. Анализ типологии педагогической диагностики позволяет выделить три ведущих типа: диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоционально-нравственную, практико-действенную сферы); диагностику коллектива и коллективных отношений; диагностику воспитательного процесса (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса).

Каждый из этих типов включает соответственные методы диагностирования, например, характерным методом диагностики коллектива и коллективных отношений может быть социометрия, диагностики личности – тестирование уровня сформированности нравственных ценностей.

В целом, к наиболее распространенным методам диагностики воспитания можно отнести недописанный тезис, сферограмму, недописанный диалог, тест-рисунок, фантастический выбор, графические тесты, ранжирование, акт добровольцев, недописанный рассказ, социометрию, тест нравственных предпочтений и т.д.

Требования к педагогическому диагностированию. Педагогическая диагностика характеризуется определенными требованиями:

— тайна (скрытность) цели диагностирования;

— отсутствие давления на респондентов;

— естественные условия проведения;

— анонимность результатов диагностирования;

— разнообразие и взаимодополняемость диагностических методик;

— репрезентативность данных диагностирования;

— единая статистическая обработка данных;

— предварительное планирование диагностики.

Педагогическое прогнозирование как ключевой этап диагностирования. Успех диагностической деятельности во многом зависит от того, насколько объективно представлен прогноз развития изучаемого педагогического явления, объекта или процесса.

В педагогике выделяются следующие виды прогнозирования: поисковое (определение будущего состояния ЯОП) и нормативное (определение путей достижения заданного состояния ЯОП).К методам прогнозирования можно отнести моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция и т.д.

Педагогическое прогнозирование учителя-воспитателя позволяет предвосхищать результаты педагогической деятельности благодаря хорошо сформированным проектировочным и конструктивным умениям. По сути прогностика – проектирование – конструирование – это ключевые звенья диагностической деятельности, целью которой является смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленной в сознании как проект реальных изменений воспитательного процесса. Исходя из утверждения о том, что воспитательный процесс есть совокупность взаимодействий между воспитанниками и воспитателями в конкретных воспитательных ситуациях, можно сделать вывод, что любую педагогически осмысленную, сконструированную, управляемую воспитательную ситуацию (взаимодействие) правомерно называтьвоспитательной задачей. Следовательно, воспитательный процесс можно представить как взаимосвязанную последовательность решения множества воспитательных задач (ситуаций), направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка.

В конечном итоге можно правомерно утверждать, что успешность воспитательного процесса во многом зависит от проектировочной деятельности педагога. Воспитательная задача как результат проектировочной деятельности воспитателя, предвосхищает практический результат. В этом случае, педагог формулирует воспитательную задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в ее решение.

Следовательно, успешность воспитательной деятельности в целом зависит от эффективности решения отдельных воспитательных задач, от усвоенного алгоритма их решения. В связи с этим для нас становится важным усвоение алгоритма анализа воспитательной задачи.

Решение воспитательной задачи предваряет анализ интерпретированной или сконструированной педагогом воспитательной ситуации.

Алгоритм анализа воспитательных ситуаций включает в себя следующие этапы:

— характеристика состояния педагогической системы в рассматриваемый период (временной отрезок);

— выявление состоянияобъектов и субъектов воспитательного процесса (ситуации);

— характеристика взаимоотношений субъектов воспитания;

— диагноз общего состояние воспитательного процесса (ситуации);

— выявление и формулирование педагогической проблемы;

— проектирование воспитательных задач.

Алгоритм решения воспитательной задачи как конструкта воспитательной ситуации включает в себя следующий ряд этапов:

— выбор оптимального варианта действий педагога;

— детализация (планирование): продумывание оперативной структуры действий педагога;

— анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в воспитательной системе благодаря решению воспитательной задачи.

В педагогике в зависимости от принципов классифицирования существуют различные классификации воспитательных ситуаций и задач: по факторам социализации и воспитания личности ребенка (ситуации и задачи по организации воспитывающей деятельности, гуманного общения и социальной среды); по ведущим сферам педагогического взаимодействия (ситуации и задачи по организации совместной деятельности и межличностного общения субъектов воспитания). Система целесообразно спроектированных и сконструированных воспитательных задач (ситуаций), является показателем успешности прогностической, и, следовательно, диагностической деятельности. Далее представлена координатная схема, отражающая всю систему диагностирования воспитательного процесса (рис. 8).

Рис. 8. Диагностика воспитания

Диагностика, в силу своей многофункциональности, предваряет каждый этап воспитательного процесса, начиная с целеполагания и планирования, и завершая его реализацией и оценкой. Поэтому педагогическую диагностику можно справедливо считать основой взаимосвязанных этапов воспитательного процесса – целеполагания и планирования, которым посвящается следующая тема лекций.

ТЕМА 3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные идеи темы: Понятие цели воспитания. Цель как идеал и планируемый уровень достижения. Целеполагание – процесс постановки целей. Методика и технология целеполагания.

Цель в педагогической деятельности и в воспитании. Функции цели в воспитании (мобилизирующая, ориентирующая, программирующая, моделирующая, прогностическая, организующая, критериальная).

Всесторонне гармонично развитая личность — глобальная цель воспитания. Реализация целей воспитания в работе учителя. Таксономия целей воспитания.

Планирование в воспитательном процессе. Основные требования, предъявляемые к планированию воспитательной работы. Особенности планирования воспитательной работы. Виды планов, их структура, техника составления. Методика составления плана воспитательной работы.

Методические указания по теме. Студентам необходимо усвоить сущность понятий «цель» и «целеполагание», идеальные (глобальные) и стратегические цели, тактические задачи. Студенты должны иметь представление о таксономии целей, технологии целеполагания и планирования. Им важно не только знать виды и структуры планов, но и уметь составлять планы, овладеть критериальной основой планирования.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте сущность диагностики как составной части воспитательной деятельности.

2. Назовите функции диагностики.

3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.

4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности личности ребенка (коллектива).

5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.

СРС.Студентам рекомендуется составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.

НИРС. В целях дальнейшего исследования избранной проблемы на данном этапе студентам необходимо провести системно-структурный анализ изучаемого явления, объекта или процесса воспитания. На консультациях с преподавателем обсуждаются разработанные планы, схемы и структуры по теме самостоятельного исследования, уточняется список изучаемой литературы. Преподаватель проверяет и оценивает в баллах Введение к реферату, который прибавляется к промежуточному рейтинговому баллу студента после изучения блока тем «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс».

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Познакомьтесь с правилами из дневника жизни К.Д. Ушинского:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешне.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвалиться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала (дневника).

Попробуйте составить для себя десять жизненных принципов, которые будут способствовать вам в достижении ваших жизненных целей.

188.64.170.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector