9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проведение диагностических этапов

Этапы диагностики;

Главной целью диагностики или мониторинга КК является создание инструментария и базы для принятия управленческих решений в сфере текущих задач бизнеса (например, получится ли внедрить тот или иной инструмент управления, как повысить уровень лояльности персонала), в сфере стратегических задач (увеличение доли рынка, рост прибыльности), а также для прогнозирования потенциала компании в ситуации изменений (структурные преобразования, слияния, поглощения, приход новых собственников).

Диагностика корпоративной культуры оценивает в комплексе организацию бизнес-процессов и эффективность взаимодействия сотрудников в них. Диагностика культуры необходима также перед планированием изменений в самой культуре.

Поэтапный план проведения диагностики КК может включать в себя следующие этапы:

1. Определение предмета диагностики: постановка управленческой задачи и определение целей исследования.

2. Определение объекта диагностики: выбор изучаемых аспектов КК.

3. Выбор стратегии измерения. Разработка методического и практического инструментария.

4. Проведение измерения.

5. Анализ полученных характеристик КК, определение ее типа (если это предусмотрено методикой).

6. База для прогноза и принятия управленческих решений. Разработка комплекса мероприятий (конкретные рекомендации). Прогнозирование возможных проблем в сфере управления персоналом и в целом в работе предприятия.

Традиционно выделяется три основные стратегии изучения корпоративной культуры, в каждую из которых входят свои методы исследования и анализа:

Холическая стратегия предполагает глубокое погружение исследователя в культуру и действие в ней как глубоко сопричастного наблюдателя, консультанта или даже члена коллектива. Это так называемые полевые методы изучения ситуации путем реального погружения в нее. Основная цель исследователя — стать «своим человеком», а затем использовать весь арсенал средств наблюдения и получения информации. Инструменты такого анализа: хронометраж, ведение дневника, метод эмпирических наблюдений, стоп-упражнения, опыт исповеди и т.п. Современные консультанты также используют такие формы работы, как рабочие группы, состоящие из консультантов и сотрудников компании, семинары-обсуждения с ключевыми лицами компании.

Метафорическая (языковая) стратегия заключается в изучении образцов действующих нормативно-методических документов; документов, регламентирующих систему отношений и обмена информацией между различными звеньями организации; отчетности, а также особенностей языка этих документов, баек и легенд, рассказов и мифов, анекдотов и шуток, стереотипов общения, сленга, гимнов и девизов компании. Например, в качестве одного из методов обнаружения и описания ценностей Э.Шейн предлагает контент-анализ внутриорганизационной документации.

Количественная стратегия предполагает использование опросов, анкетирования, интервью, фокус-групп и других подобных методов, заимствованных в основном из социологии, а также методов модельного анализа. Преимущества опросников состоят в том, что они позволяют за короткий срок охватить все слои организации и получить объективную картину ценностей и установок людей. Для того чтобы эти методы были действительно эффективны, необходимо строить вопросы таким образом, чтобы они отражали базисные ценностные установки сотрудников (т. е. саму культуру), а не вторичное отношение к существу явлений (например, социальный климат в коллективе). К. Камерон и Р. Куинн предлагают использовать в рамках этого метода «процедуру анализа неких сценариев, в которых реакция респондентов отражает степень, в какой написанные сценарии оказываются знаковыми для культуры их собственной организации. Респонденты могут не осознавать критически важные атрибуты культуры, пока им не бросится в глаза намек, включенный в сценарий вопросника».

По оценкам специалистов консалтинговой компании «ЭКОПСИ Консалтинг», особенно информативными являются глубинные групповые интервью (фокус-группы) и индивидуальные интервью с первыми лицами компании. Помимо осознаваемых и прямо декларируемых представлений и предпочтений (что нравится, что правильно или ошибочно, что следует менять и т.п.), такие интервью позволяют воссоздать естественное поведение, бессознательные установки и устремления носителей культуры. Разные варианты проведения интервью позволяют увидеть проблему с разных сторон. Индивидуальное интервью выявляет определенный ракурс взгляда на ситуацию (с высоты определенного менеджерского уровня или со стороны конкретного подразделения компании). Например, интервью с первыми лицами организации выявляет исторические закономерности сложившейся культуры и их влияние на работоспособность организации в настоящем. Фокус-группа стимулирует коллективное мышление — люди, вовлекаясь в живое обсуждение и начиная вместе думать и рефлексировать вслух, демонстрируют скрытые эмоции, мотивы и установки, раскрывают причины своего отношения к происходящему в организации. Становится возможным увидеть ситуацию в компании их глазами.

Одним из важнейших источников информации о КК является изучение сложившихся на предприятии процедур работы с персоналом: дисциплинарная практика и системы поощрения и наказания, стиль руководства, особенности принятия управленческих решений, системы контроля — все эти элементы четко характеризуют тип организационной культуры предприятия.

Внутренние характеристики корпоративной культуры трудно измеряемы, их изучение связано с большими административными издержками, т. к. требует проведения серьезных исследовательских и аналитических работ (например, масштабных опросов и интервью с сотрудниками на всех уровнях организации).

Специалисты по КК регулярно обращаются к различным областям экономики, социологии и психологии, а также практической деятельности в поиске наиболее адекватных моделей, терминов и приемов. Использование всего набора исследовательских технологий и инструментов дает наиболее объективную картину, позволяет исследовать разные пласты и аспекты культуры.

К работе по проведению диагностики корпоративной культуры часто привлекаются внешние консультанты, т.к. даже если менеджеры по персоналу обладают необходимой квалификацией и навыками, они сами являются носителями культуры компании и могут иметь несколько предвзятый взгляд на нее, кроме того у них, как правило, нет возможности сравнения с другими организациями.

Структура и этапы педагогического диагностирования

Системность диагностической деятельности. Педагогические объекты относятся к типу целенаправленных и самоорганизующихся систем, поведение которых подчинено достижению определенной цели и которые способны в процессе функционирования изме­нять свою структуру. Системный анализ диагностики позволяет выделить в ней относительно самостоятельные этапы подготов­ки, планирования, сбора данных, их обработки и анализа, фор­мулирования выводов и рекомендаций.

В образовательной практике выделяют следующие виды пе­дагогической диагностики:

начальную диагностику, проводящуюся с целью выявления наличного уровня развития исследуемого педагогического объекта;

текущую диагностику, осуществляемую на различных этапах деятельности с целью получения информации о динамике разви­тия исследуемого педагогического объекта, а также факторов, положительно или отрицательно влияющих на этот процесс;

обобщающую диагностику, осуществляемую при подведении итогов развития педагогического объекта за намеченный период времени.

По степени системности выделяют компонентную, структур­ную, системную диагностику и прогнозирование.

Подготовительный этап диагностики. Подготовительный этап диагностической деятельности включает в себя определение ее объекта, предмета, целей и задач. На основе предварительных наблюдений, знакомства с историей развития ребенка, проведения беседы с учителями, воспитателями, родителями вырабатывается рабочая гипотеза для ее последующей проверки в процессе диагностики.

Объект диагностики — это та часть действительности, которая исследуется в процессе диаг­ностики. Любая диагностическая программа направлена на рас­познавание и оценку состояния исследуемого объекта: школьни­ка, учителя, студента, педагогического коллектива, руководите­ля образовательного учреждения, педагогического процесса и т.д. При определении объекта диагностики необходимо сужение его границ, т.е. четкое определение времени и пространства, в рам­ках которых можно реально проводить диагностику. Например, объект диагностики — не просто школьники, а старшеклассники или подростки. К тому же объект должен поддаваться измерениям с помощью какой-либо из шкал (номинальной, ранговой, ин­тервальной шкал или шкалы отношений) и существовать в дей­ствительности, а не быть плодом воображения педагога.

Предмет диагностики — это та сторона (аспект), которая непосредственно диагностирует­ся в объекте, та его область, в которой ищутся закономерности и пр. Так, выбрав в качестве объекта диагностики старшеклассни­ков общеобразовательной школы, мы можем составить диагно­стические программы диагностики познавательных процессов, межличностных отношений, профессиональных склонностей и т.д.

Таким образом, один объект может иметь несколько предметом диагностики.

Большую важность представляет обоснование актуальности выбора именно данного предмета диагностики, которое склады­вается из ответов на следующие вопросы.

— Чем вызвана потребность в диагностике именно этого ас­пекта?

— Есть ли реальные возможности для его диагностического изу­чения?

— Какие негативные последствия могут произойти, если не по­лучить достаточных диагностических данных?

Выделение предмета диагностики — ответственный момент ее проектирования. Ведь если объект — это часть педагогической дей­ствительности, то предмет отражает угол зрения педагога на эту действительность, его позицию в профессиональной деятельности.

В определении предмета диагностики проявляется различное назначение рассмотренных выше моделей (моделей педагогиче­ского явления, условий и деятельности): для анализа, оценки, управления, мониторинга, контроля и т.д. Обоснование предмета также позволяет определиться в том, какие из моделей (или их сочетания) требуются для разработки оптимального проекта диагностической деятельности, разработки диагностической про­граммы.

Точно обозначенный предмет диагностики оптимизирует даль­нейшую деятельность. И наоборот, расплывчатая формулировка способна сделать деятельность безрезультатной. «Вначале собаку плохо назвали, а потом ее за это убили», — говорит английская пословица. Чтобы усилия не были бесплодными, следует четко сформулировать предмет диагностики.

Читать еще:  Сельдерей при варикозном расширении вен

Цель диагностической деятельности отражает то знание об объекте, которое предполагает получить педагог. К примеру, оп­ределив в качестве объекта старшеклассников, а предмета — их профессиональные интересы, педагог может задаться целью выя­вить зависимость этих интересов от содержания изучаемого пред­метного материала, логики его изучения, применяемых методов обучения, стиля взаимоотношений с учителями и т.п.

Задачи диагностики в своей совокупности конкретизируют ее цель и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие достижения цели.

Гипотеза — это научно обоснованное предположение. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете диагностики, что педагог предполагает обнаружить и проверить в ходе диагностической дея­тельности. Она должна быть принципиально проверяемой доступ­ными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

Диагностическая гипотеза — это научно обоснованное пред­положение о структуре диагностируемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функ­ционирования и развития. Она является своеобразным прогно­зом ожидаемого решения диагностической цели. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогно­стической.

• Описательная гипотеза это предположение или о существен­ных свойствах изучаемого объекта (классификационная гипоте­за), или о характере связей между элементами объекта (структур­ная гипотеза), или о степени взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего описательная гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности, которая затем про­веряется в диагностике.

Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тен­денции в функционировании и развитии изучаемого объекта.

Интерпретация понятий — это процедура истолкования, уточне­ния значения понятий, которые будут применяться в диагностике.

Выделяют несколько вариантов интерпретации, среди кото­рых:

теоретическая интерпретация — раскрытие содержания поня­тия через понятия меньшей общности;

эмпирическая интерпретация — выделение эмпирических (на­блюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основ­ного понятия;

операциональная интерпретация — дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению.

В подготовительный период выделению объекта диагностики может предшествовать формулирование проблемы, которая и бу­дет обоснованием актуальности диагностического исследования. Определение цели может предшествовать определению предмета, выделение и интерпретация основных понятий — высказыванию гипотезы, а задачи могут формулироваться после определения гипотезы как проект ее последующей проверки. Важно не упус­тить ни одного из этих существенных моментов подготовительно­го этапа и осознать логику их реализации, что позволит эффек­тивно распланировать диагностические процедуры.

Планирование диагностических действий. Планирование диаг­ностики включает в себя определение объема выборки, отбор методов сбора первичной информации, обоснование логической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации данных. Также проводится подбор и подготовка используемых в диагнос­тике материалов, форм протоколов, отработка способов установ­ления контакта с ребенком, мотивировок, инструкций.

На этапе планирования диагностики требуется решить ряд прин­ципиальных вопросов, от которых зависит продуктивность диагно­стических действий: выявить критерии и показатели диагностируе­мого объекта, выделить стадии или уровни его становления (разви­тия, функционирования), определить оптимальный тип шкал, ко­торые будут использоваться для фиксирования диагностируемых показателей. Для этого необходимо провести теоретический анализ педагогической литературы, эмпирическое исследование и моде­лирование.

Сбор диагностических данных. Этот этап предполагает проведе­ние диагностических методик, протоколирование данных, коррек­цию применяемых методов с целью получения наиболее полной и точной информации о предмете диагностики, а также первичную обработку данных, их классификацию и предварительную интер­претацию.

Анализ диагностических данных. Анализ диагностических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов.Дляэтого проводятся классификация, систематизация, количествен­ная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагоги­ческого диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, а также составление прогноза его дальнейшего развития.

Основное назначение аналитического этапа — дать содержа­тельную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных за­ключений и рекомендаций.

Количественный и качественный анализ данных — это основ­ной материал для педагогических выводов. При этом важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны, но и то, чтобы полученная информация превращала педаго­гическую диагностику из инструмента познания в инструмент со­вершенствования педагогической практики.

Формулирование выводов и заключения. На этом этапе осущест­вляются выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние, прогноз тенденций развития объекта диагностики и разработка плана педагогических действий.

Итоги диагностического обследования могут быть представле­ны в форме характеристики, заключения, других вариантов обоб­щающих результатов. Целесообразно выделить при этом констати­рующую, аналитико-интерпретационную и рекомендательную части.

На этапе формулирования выводов и заключения педагогиче­ская диагностика может переходить в мониторинг, соединяясь с коррекцией диагностируемого объекта. Это осуществляется путем мотивирования педагогов на преодоление выявленных в процессе диагностики проблем и реализацию обнаруженных перспектив, а также через использование результатов диагностики для совер­шенствования практики образования.

Этапы психодиагностического обследования

Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, психодиагностических средств, имеющихся в распоряжении практического психолога, и уровня его подготовки.

Основными этапами психодиагностического процесса являются:

— принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации) и постановка задачи исследования, выбор методик;

— сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;

— обработка и интерпретация данных;

— выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта; — уточнение гипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов; построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.

В современной психологической литературе приводится несколько вариантов схем диагностического процесса, с различной полнотой отражающих его реальное содержание.

И.В. Дубровина‚обобщая опыт работы школьных психологов и опираясь на исследование Й. Шванцара, выделяет следующие этапы работы по психодиагностике:

Изучение требования, поступившего практическому психологу в виде запроса (жалобы, сомнений, вопроса) учителей, родителей учеников, предполагающее его уточнение посредством проведения специальной беседы.

Формулировка психологической проблемы, заключающаяся в переводе запроса на психологический язык на основе изучения всей информации об ученике.

Выдвижение гипотез о причинах отклонений в обучении, воспитании, развитии учащегося.

Выбор метода исследования, предполагающий наличие в распоряжении практического психолога и владение им как строго формализованными (тесты), так и мало формализованными (наблюдение, беседа и т.п.) методами.

Оценка полученных результатов, заключающаяся в сопоставлении их с проявлениями в жизненных ситуациях и с возрастными особенностями.

Диагноз, формулировка заключения.

Перевод диагноза на язык адресата (учителей, родителей, ученика).

Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

Разработка путей и способов коррекции.

Осуществление психокоррекционной работы.

В другой публикации И. В. Дубровина, называя этапы диагностико-коррекционной работы, модифицирует предложенную схему: оставляет в ней первые четыре этапа, объединяет последующие четыре в один при сохранении за ними названия одного из них («Формулировка заключения, психологический диагноз») и вместо последних трех предлагает этап «Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися».

Другая схема диагностического процесса предложена Л. Ф. Бурлачуком,который выделяет три основных этапа:

сбор данных в соответствии с задачей исследования;

переработка и интерпретация их;

На первом этапе посредством анализа документации (например, истории болезни), беседы, в которой выясняется прошлое и настоящее обследуемого, а также с помощью психодиагностических методик осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных, формулируется диагностическая задача, делается выбор соответствующих методик на основе учета их валидности, надежности, широты охвата личности, проводится обследование. Результаты последнего определяются типом методик и фиксируются в виде «профиля личности», стандартных величин, полученных путем преобразования «сырых оценок».

На втором этапе перерабатываются и интерпретируются полученные данные на основе гармонического сочетания двух подходов: клинического, близкого к суждениям здравого смысла и ориентированного на опыт и интуицию диагноста, и статистического, предусматривающего учет объективных количественных показателей. Упорядочение и сведение в систему диагностических показателей нередко осложняется, когда используемые методики опираются на различные теоретические положения. В этом случае интеграция разнообразных данных осуществляется либо на эмпирическом уровне посредством разработки схемы, позволяющей проводить условное сопоставление результатов отдельных методик (например, путем разработки пятибалльной шкалы, противоположные полюсы которой характеризуют «высокие» и «низкие» показатели каждой методики), либо путем теоретического обобщения и систематизации диагностических данных на основе понятий какой-либо одной теории личности.

Третий этап — принятие решения — предполагает построение диагностических заключений на одном из трех уровней симптоматическом, этиологическом, типологическом. На первом уровне чаще всего строится ориентировочный диагноз, ограничивающийся констатацией симптомов, служащих основой для построения практических выводов. На втором учитываются не только симптомы, но и вызывающие их причины. На третьем уровне осуществляется переход от описательных обобщений и гипотетических конструктов, использующихся на предыдущем уровне, к теории личности, служащей основой для определения места и значения полученных в обследовании данных. Этап принятия решений завершается построением прогноза, разработкой программы действий, которые необходимо осуществить для оказания психологической помощи.

Читать еще:  Показания к использованию гирудотерапии при варикозе

Ценным в приведенной схеме является достаточно полная характеристика содержания психодиагностического процесса с позиций переработки информации диагностом, а также отвечающее современному уровню развития психологической науки решение таких специфических проблем, возникающих при осуществлении психодиагностической деятельности, как выделение способов интеграции данных различных психодиагностических методик, построение типов психодиагностических заключений.

На более высоком уровне обобщения уровне рассматривает психологический диагноз А. Ф. Ануфриев(2006).

Постановка диагноза предполагает предварительное выделение набора признаков (симптомов). Между тем их знание не гарантирует правильности диагноза, поскольку однозначное соответствие между набором симптомов и соответствующими причинами встречается редко. Как правило, это простейшие и поэтому малоинтересные случаи. Сложность диагностической деятельности заключается в том, что один и тот же набор признаков может вызываться различными причинами.

Другая специфическая особенность диагностики заключается в том, что в процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта. Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляет на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознанием единичного, конкретного явления, когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования. При этом главное состоит не просто в соотнесении предмета с существующей классификацией, а именно в определении состояния данного предмета на основе изучения его признаков в рамках существующей классификации.

Диагностика как практическая деятельность осуществляется в целях преобразования реального состояния объекта. Диагностическое познание в целом является таким видом познания, в котором субъект, исходя из своих практических потребностей, ставит вполне определенную цель использовать познание законов функционирования диагностируемого объекта для осуществления практического вмешательства в систему (т.е. приведение системы в состояние нормального функционирования методами управления). В этом заключается специфика цели диагностической деятельности. В данном случае диагностика как специфический вид познания, включая в себя как необходимый элемент распознавание, вместе с тем не сводима к последнему, а предполагает еще и практическое действие по управлению системой (возвращение ее в состояние нормального функционирования).

При таком понимании цели диагностики она рассматривается не как созерцательная деятельность, связанная с эмпирическим сбором признаков отклонений от нормы в функционировании объекта и поиском их причин, а как активно-преобразующая деятельность.

Обобщение известных моделей психодиагностического процесса на базе методологических положений общей теории диагноза (А. Ф. Ануфриев)позволяет выделитьследующие его этапы:

Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне. На этом этапе на основе известных в психологической науке классификаций объективных показателей учебной или профессиональной деятельности, типичных жалоб, проблем, запросов обследуемых осуществляется определение имеющихся в данном конкретном случае элементов феноменологического уровня.

Данный этап включает:

ознакомление с запросом обследуемого или связанных с ним лиц;

определение соответствия данного конкретного случая компетенции практического психолога;

сбор данных о переменных параметров деятельности или психического состояния, предполагающий опрос обследуемого или связанных с ним лиц с целью уточнения жалоб, проблем, запросов и сбора анамнестических данных, а также обследование клиента с помощью специальных методик;

создание синтетической картины объекта психодиагностики на феноменологическом уровне;

оценку его состояния и формулировку психодиагностической задачи.

Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих установленное на первом этапе состояние переменных, параметров деятельности или психического состояния на основании схем детерминации и психодиагностических таблиц.

Проверка гипотез. Осуществляется посредством определения состояния объекта психодиагностики на уровне причинных оснований и предполагает:

а) выбор методик психодиагностики, адекватных гипотезе;

б) обследование клиента с помощью психодиагностических методик с целью определения состояния психологических переменных уровня причинных оснований;

в) интерпретацию и оценку состояния психологических переменных с точки зрения нормы.

Построение диагностического заключения. Реализуется на основе определения типа психологических переменных в соответствии с известными на современном уровне развития психологической науки классификациями элементов уровня причинных оснований, обусловивших установленное на первом этапе состояние параметров деятельности или психического состояния.

На этом этапе также осуществляется конкретизация диагноза и его перевод на язык адресата. На этом этапе поставленный диагноз конкретизируется и переводится на язык адресата. Его важность определяется активным участием человека, формулировавшего проблему, и степенью его заинтересованности в реализации полученных результатов, так как эффективная психологическая помощь может быть оказана только в случае консенсуса между участниками психодиагностического процесса. С этой точки зрения сформулированное диагностическое решение должно быть понятным всем его участникам и быть «принято» ими.

Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.

Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.

Рассмотрим основные этапы психодиагностического обследованияболее подробно.

Проведение диагностических этапов

17. Этапы диагностической процедуры.
Этапы психодиагностического обследования (Посохова, 2005)
1) Подготовительный:
-постановка цели исследования
-формулирование психодиагностической гипотезы (гипотез)
-постановка конкретных задач
-определение объекта и способа организации исследования
-формулирование предварительного определения изучаемого феномена
-создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики
-выбор психодиагностического пространства
-выбор психодиагностического времени
-проведение пилотажного исследования (в случае необходимости)
-корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса
2) Основной или диагностический
-непосредственное проведение психодиагностического обследования
-первичное обобщение психологической информации
3) Заключительный или интерпретационный
-описание и интерпретация полученного материала
-сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой
-составление заключения по результатам проведенного обследования
Каждый полученный результат должен быть интерпретирован
Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
-Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
-Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
-Проведение тестирования; анализ полученных данных.
-Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
-Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
-Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психоло-гического заключения.

18. Требования, предъявляемые к диагностической процедуре.
Требования к проведению диагностической процедуры.
1. Главным условием получения достоверных данных является установление кон-такта с испытуемым2. До начала диагностики подготавливаете необходимое оборудование, настраи-вается аппаратура (н-р, вывешиваются, необходимые плакаты, схемы, таблицы, раскладываются папки, бланки, стимульный материал и др. атрибуты в тойпоследовательности, в какой они будут использоваться в процессе работы).3. Психодиагностическое обследование лучше проводить утром.4. Перед началом работы специалист проводит опрос о самочувствии испытуе-мых.5. Психодиагност подробно знакомит обследуемых с целью и порядком работы.6. Обследование проводится в отдельной комнате без посторонних людей (и от-текающих внимание предметов, в нём должна быть адекватная температура и хорошее освещение).1. Обследование м.б. индивидуальным и групповым. Максимальная численность группы не должна превышать 20-25 человек. Однако, возможно и массовое об-следование (до 100 человек). При этом у психодиагноста д.б. помощник.8. Во время обследования д.б. спокойная, доброжелательная обстановка.9. Испытуемым необходимо оказывать психологическую поддержку: вербально и не вербально
10. Обследование начинается с доступных заданий, чтобы клиент мог проявить свою успешность. 11. При обследовании ребенка сложные задания должны быть построены так.чтобы можно было оказывать ему дозированную помощь.12. По желанию испытуемого методика м.б. заменена, поэтому важно иметь за-пасники.13. Помимо результатов выполненных заданий учитываются так называемые «надтекстовые показатели».Это:а) Особенности общения клиента с псходиагностом.
Если клиент застенчив то обследование надо начинать с невербальных
Заданий.Если клиент слишком разговорчив то обследование может затянуться
Поэтому его надо тактично останавливать с акцентом на содержании работы
б) Особенности мотивации выполняемой работы.
Мотивацию выполняемой работы мы отметим по следующим
особенностям
— есть ли интерес у испытуемого к выполняемым заданиям
— какова реакция на успех в работе или неудачу.
— как клиент оценивает свои возможности и др.
в). Динамическая характеристика деятельности.
Динамическая характеристика деятельности предполагает анализ того, как клиент выполняет задание
• уравновешенно и последовательно или поспешно и не аккуратно.
— медленно или быстро.
— есть ли • процессе работы импульсивность, расторможенность, истощаемость
Если у испытуемого наблюдается повышенная истощаемость, то обследование надо проводить в несколько этапов. г). Характеристика моторики.
О характере моторики мы можем судить по быстроте движении мышечного тону-са, точности движений и тд. д). Способы выполнения заданий и др.
Помимо полученных показателей в рамках используемой методики, важно отме-тить как испытуемый выполняет задание
— решение задания происходит методом проб и ошибок или с примечанием
логических приемов
— есть ли перенос найденного способа решения на аналогичные задания и т.д.
Т.о., при анализе и интерпретации полученных данных учитываются как
показатели, которые описаны в частной, конкретной методике так и
«надтекстовые показатели»

Читать еще:  Яблочный уксус при варикозе как применять

19. Диагностика свойств нервной системы и темперамента.
Общая характеристика. Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Первый вопрос, который возникает при рассмотрении темперамента, — это вопрос о месте и значении его в многоуровневой иерархии Индивидуальных свойств. Будучи одной из наиболее ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих, по выражению Б. Г. Ананьева, «индивидные свойства человека», темперамент особенно тесно связан с конституцией организма. Последняя объединяет несколько групп свойств (морфологических, биохимических, физиологических), которые в совокупности составляют основу и механизм темперамента.
Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность, моторика и эмоциональность.
От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения: интенсивность психических процессов.
Свойства темперамента не являются абсолютно неизменными. Они проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими особенностями каждого типа нервной системы.
Основные свойства нервной системы. Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения н их различными сочетаниями.
И. П. Павлов полагал, что три.свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы). Этими свойствами являются: сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток); уравновешенность — показатель соотношения процессов возбуждения и торможения; подвижность — показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темперамента человека, а вторые — его частные специальные особенности, имеющие косвенное отношение к характеристикам личности.
Физиологической основой темперамента является не деятельность мозгоВой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем.
Экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы; лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов; динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов; концвнтрированность — показатель меры дефференцировки раздражителей.
Во многих психофизиологических работах получены достоверные корреляции между показателями физиологических свойств нервной системы и характеристиками динамики психической жизни, например, между показателями слабости нервной системы и эмоциональной возбудимостью. Имеются веские основания в пользу предположения о существенной зависимости свойств темперамента от основных свойств нейродинамики.

20. Методики по изучению свойств внимания.
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора, так целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разных людей. 1) Методика «Корректурная проба», предложена в 1895 г. Б. Бурдоном (Приложение 2), применяется для диагностики устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания, работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности.
Методика «Корректурная проба»Применяется для обследования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.
Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция. На бланке с буквами вычеркните, внимательно просматривая ряд за рядом, все буквы «е». Через каждые 60 с по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков вы уже просмотрели (успели просмотреть). Время работы – 5 мин. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Интерпретация результатов. С помощью данной методики определяются такие качества внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:_____________________
где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 с по формуле:________________
где А – темп выполнения; S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости вычисляется по формуле:_______________________
где S0 – количество ошибочно проработанных строк; S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Норма объема внимания – 850 знаков и выше; концентрация – 5 ошибок и менее.
Бланк для ответов
2) Методика «Отыскивание чисел» (таблицы Шульте) (Приложение 3). Используется для исследования устойчивости, объема внимания, психического темпа. Большое практическое значение «таблицы Шульте» имеют для целей исследования распределения внимания в длительной работе. Анализируется показатель — время выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для людей с сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для людей с эпилепсией.
Существует модификация этой методики — «черно-красные таблицы», предложенная Ф.Д. Горбовым (1959, 1964), применяется для диагностики переключаемости внимания (Приложение 4). На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке. Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.
3) Методика «Кубики Кооса», предложена К. Коосом в 1920 г. С ее помощью проводят диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве, работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий. Для складывания из четырехцветных кубиков предлагаются фигуры, изображенные в Приложение 5. Оценка производится в зависимости от времени выполнения задания по четырехбалльной системе. Данная методика позволяет оценить сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления, способность к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности. По данным Е. Taylor, фигура 1 доступна для безошибочного исполнения большинству детей 6 лет и старше (здесь и далее — нижние границы нормы). Фигура 2 — для детей 7 лет и старше, 3 — для детей 9 лет и старше, 4 и 5 — детям 10 лет и старше. Трудности при их выполнении обычно возникают у людей со сниженным интеллектом (олигофрения), с органическими заболеваниями и с локальными поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как невербальный тест интеллекта.
4) «Доски Сегена» представляют собой разборные картинки, специальные доски с выемками разной степени сложности, известных как рамки-вкладыши. Методика предложена французским врачом и педагогом Э. Сегеном в 1866 году и позволяет определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его задержкой.
Таким образом, внимание может рассматриваться не только как самостоятельный психический процесс, но и как сторона всех психических процессов. По сути, внимание не имеет ни своего содержания, ни своего продукта, т.к. оно включено в другие психические процессы — ощущения и восприятия, память, мышление, воображение, эмоции, проявления воли.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector