14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины возникновения и стадии

Условия возникновения и стадии развития чрезвычайных ситуаций

Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций

Общие организационные вопросы по чрезвычайным ситуациям

Цели и задачи учебной дисциплины

Введение.

Современный человек окружен различного рода опасностями, угрожающими его жизни. На первый взгляд эти опасности появляются и реализуются внезапно. Однако их возникновение и реализация не являются случайными событиями.

Аварии, катастрофы стихийные бедствия, различного рода чрезвычайные ситуации настолько часто стали происходить в России, что их можно считать закономерными (трагедия на Чернобыльской АЭС, подводной лодке «Курск», катастрофы с самолётами и т.д.). В настоящее время угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций представляют также террористические акции.

Аварийность на отечественных предприятиях и смертность при авариях значительно выше, чем на аналогичных предприятиях в развитых странах. Происходит это по целому ряду причин:

— отсутствие научного задела по прогнозированию аварийных ситуаций;

— некачественное проектирование, изготовление и эксплуатация оборудования;

— недостаточный надзор за опасными производствами;

— недостатки в подготовке специалистов по ликвидации последствий аварий и др.

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

— идентификации поражающих факторов источников природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

— обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

— принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

— прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Чрезвычайная ситуация (ЧС, авария) — внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

Катастрофа — авария, сопровождающаяся гибелью людей.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

а) по причинам возникновения:

— стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и др. );

— техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, транспортных коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах и т. д.);

— антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности);

— социально-политические конфликты (военные, социальные).

б) по масштабу распространения с учетом тяжести последствий:

в) по скорости распространения опасности (темпу развития):

— плавные «ползучие» катастрофы.

Основные последствия ЧС:

— разрушения; затопления; массовые пожары; химическое заражения; радиоактивные загрязнения (заражение); бактериальное (биологическое) заражение.

Масштаб последствий (ущерб) ЧС (количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери и т. д.) является следствием взаимодействия многих явлений — причин (факторов).

Основными причинами аварий и катастроф на объектах являются:

— ошибки допущенные при проектировании, строительстве и изготовлении оборудования;

— нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, требований безопасности:

— низкая трудовая дисциплина:

— стихийные бедствия, военные конфликты.

Наиболее характерными последствиями аварий являются взрывы, пожары, обрушение зданий, заражение местности сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Характерными условиями возникновения ЧС являются:

а) существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов; гидротехнические сооружения; транспортные средства; продуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность и т. п.);

б) действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду);

в) экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. д.), способствующих повышению факторов риска.

В развитии ЧС любого типа можно выделить четыре характерные стадии:

а) первая — стадия накопления проектно-производственных дефектов сооружений (зданий, оборудования) или отклонений от норм (правил) ведения того или иного процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия;

б) вторая — инициирование чрезвычайного события;

в) третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска — энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду;

г) четвертая — стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности — локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

188.64.170.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Причины возникновения и стадии развития конфликта;

Типы конфликтов

Непосредственно участниками конфликта внутри организации могут быть отдельные люди и группы. В результате существуют четыре основных типа конфликтов:

1. внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека чем-либо по отношению к себе, связанное с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, порождающих стрессы и аффекты.

Возникает при несовпадении личных потребностей работника и целей предприятия и коллектива; если цель или способы её достижения противоречат ценностям или определенным принципам личности.

2. межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, обладающими различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, вызванное несовместимостью их потребностей, целей, взглядов и интересов.

Читать еще:  Риски операции на венах ног

Возникает при распределении ресурсов, властных полномочий, выявлении разных точек зрения.

3. между личностью и группой— возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

Возникает при появлении неформального лидера; при смене руководства, приходе новых сотрудников.

4. межгрупповой— противостояние двух или более групп в организации.

Возникают между структурными подразделениями, отделами, руководителями и работниками, профсоюзами.

Эти уровни тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.

Кроме того, по направленности конфликты делятся на:

1. горизонтальные — развиваются между работниками одного уровня управления организацией;

2. вертикальные– развиваются между лицами,находящимися в подчинении один у другого;

3. смешанные — развиваются между работниками как одного, так и разных уровней иерархии.

Чтобы управлять конфликтами, нужно их предвидеть, а чтобы их предвидеть, необходимо знать причины, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать в шесть основных групп:

§ распределение ресурсовресурсы всегда ограничены, а люди хотят получать больше, чем реально получают;

§ взаимозависимость задачсуществует везде, где люди зависят в выполнении задания от других людей, от их деятельности;

§ различия в целях – происходит, т.к.все подразделения в структуре организации наделены конкретными частными целями, кроме того, когда в процессе достижения цели подразделения сталкиваются интересы различных людей или социальных групп;

§ различия в представлениях и ценностях –зависит от цели и желания их достижения, базируется на различии ценностных ориентиров;

§ различие в манере поведения и жизненном опыте — зависит от характеров и темпераментов отдельных личностей, различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках;

§ плохие (неудовлетворительные) коммуникации— несвоевременная, неполная, недостоверная информация, непонимание ситуации.

Любой конфликт – это процесс, развивающийся в определенной последовательности. Выделяют 5 стадий развития конфликта:

1. скрытая – проявляется в явном или неявном недовольстве ситуацией (смирение с несправедливостью, ожидание своего часа, затаив обиду);

2. формирование конфликта – четко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположенной стороне в виде требований (определяются участники и выдвигаются лидеры);

3. инцидент – происходит событие, которое переводит конфликт в стадию открытой борьбы между сторонами;

4. активные действия сторон – быстро достигается максимум критических действий (критическая точка), а затем идет на убыль;

5. завершение конфликта – не означает, что притязания сторон удовлетворяются, каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что другая проиграла.

Причины возникновения и стадии развития ЧС.

ЧС — это обстановка на опр территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окр. среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Причины:

аварии на АЭС, яд уст, хим опасных объектах, авиац катастрофы, аварии на ж/д коммуникациях, аварии на трубопроводах, аварии в электросист, прорывы плотин, пожары на пожаропасн объектах.

геофиз – землетряс и изв вулканов; геол – сель, обвал; метеорол – буря, угаран, смерч; гидрол – наводнения, цунами, шторм; прир пожары; косм явл – излучения, метеориты

войны, конфликты, голод, массовые беспорядки

Стадии.

1 –зарождение ЧС

2 – накопление Е

3 – потеря устойчивости

4 – ист возникновения

5 –кульминация ЧС

6 – неконтрол выброс Е

7 – зарождении О и В Ф

8- разрушение объектов

9 – угроза жизни людей

10 – затухание ЧС

11– ликвидация последствий

Цели, задачи и структура РСЧС.

Основной целью создания РСЧС является объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации ЧС. При формировании системы осуществляется комплексный подход, подразумевающий учет всех видов ЧС, всех стадий их развития, разнообразия последствий, возможных мероприятий по их предупреждению и ликвидации, а также требуемого состава участников.

Задачами РСЧС являются: 1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; 2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций; 3) обеспечение готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; 4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 5) подготовка населения к действиям в ЧС; 6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 7) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 8) ликвидация ЧС, 9) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС 10) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС.

РСЧС имеет пять уровней: Федеральный уровень РСЧС охватывает всю территорию Российской Федерации. Региональный уровень охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальный уровень охватывает территорию субъекта Российской Федерации. Местный уровень охватывает территорию населенного пункта; Объектовый уровень соответствует территории объекта производственного или социального назначения.

Осн поражающие факторы техногенных ЧС. Воздушно-ударная волна. Тепловые и осколочные поля.

Поражающий фактор источника ЧС — это составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характери­зуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Читать еще:  Сильно просвечивают вены на ногах

Воздушно-ударная волна. Наиболее мощный ПФ при авариях на пожаро-, взрывоопасных объектах. Образуется в результате внезапного выделения в ограниченном пространстве большого количества энергии, что приводит к резкому повышению температуры и давления. Последующее быстрое расширение газов в зоне взрыва вызывает сильное его сжатие в примыкающих областях, порождая воздушную ударную волну. Она распространяется во все стороны со сверхзвуковой скоростью, что вызывает возникновение избыточного давления на ее передней движущейся границе, называемой фронтом ударной волны.

Тепловые и осколочные поля. Энергоносители способны гореть и взрываться. Технологическое оборудование при действии на него тепловых и ударных нагрузок разрушается с образованием осколочных полей. Дальность разлета осколков зависит от массы, размеров, начальной скорости.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 409 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Причины возникновения и стадии

Конфликт – практически неизбежная часть любых отношений между людьми. И деловые отношения – не исключение.

Если конфликт идет по деструктивному пути, это не только ухудшает отношения в рабочем коллективе, но и, как следствие, способствует снижению эффективности деятельности подразделения или компании в целом.

Конструктивный же путь разрешения возникших разногласий помогает развиваться и трудовому коллективу, и компании в целом, дает новые точки роста. Поэтому так важно не пускать конфликты на самотек, а осознанно управлять их течением.

Позиция руководителя в этом вопросе отличается от позиции рядового сотрудника тем, что его задача – не только эффективно преодолевать конфликтные ситуации в его отношениях с другими людьми. Он не должен проходить мимо и тех конфликтов, которые происходят в его подразделении, компании, даже если они напрямую его не касаются.

Руководитель выступает в некотором роде в роли посредника при разрешении разногласий, к нему часто обращаются с просьбой «рассудить» конфликтующих. Чтобы сделать это грамотно, важно уметь анализировать конфликт, видеть его суть, понимать позиции сторон.

Этим вопросам и посвящен данный курс.

Технологии управления конфликтами довольно универсальны, потому, читая о них, важно сразу пробовать применять их на практике, и не только в деловой сфере.

Понятие конфликта

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение):

  • столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений;
  • противостояние, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Основными признаками конфликта являются:

  • наличие двух противоречащих друг другу интересов;
  • наличие участников — выразителей конфликта;
  • активность, направленная на преодоление или фиксацию противоречия.

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

Руководитель в центре конфликта

Управление конфликтными ситуациями необходимо при следующих обстоятельствах:

  • решения связаны с риском;
  • требуются организационные перемены;
  • внедряются инновационные технологии.

В особо сложных случаях для разрешения конфликтов привлекают специалиста – конфликт-менеджера.

Типы конфликтов

Причины конфликтов

С точки зрения причин конфликтной ситуации, выделяется три типа конфликтов:

1. Конфликт целей

Это ситуация, когда стороны по-разному видят цели деятельности и в связи с этим отстаивают различные интересы. Именно с такими конфликтами чаще всего приходится встречаться руководителю.

Обычно в организационных структурах по мере их роста и развития наблюдается процесс специализации, т. е. деятельности в какой-либо узкой сфере.

В результате прежние структурные подразделения делятся на более мелкие специализированные единицы. Это увеличивает вероятность конфликтов, которые происходят потому, что такие структуры сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, нежели выполнению целей всей организации.

В случае конфликта целей важно:

  • проанализировать цели обеих сторон;
  • определить приоритетность (важность) вопроса для сторон;
  • определить тип поведения каждой стороны в конфликтной ситуации.

2. Конфликт во взглядах

Это ситуация противоречия во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей.

3. Эмоциональный конфликт

Может зародиться в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.

В этом случае люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, общения.

Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с особенностями личности.

Что может разрешить их?

  • Соперники перестают видеть друг в друге соперников (например, одна сторона теряет интерес к объекту).
  • Стороны идут на уступки.
  • У сторон истощаются ресурсы.
  • Появляется третья сторона, которая создает перевес одной из сторон.
  • Одна из сторон полностью поражена.

Разрешение конфликтной ситуации состоит в правильной оценке причин ее возникновения, анализе и принятии решения о своих действиях, направленных на урегулирование разногласий.

Отнесите описанные ниже конфликты к одному из типов с точки зрения причин возникновения (конфликт целей, конфликт интересов, эмоциональный конфликт)

  1. В отдел, где работает Анна, приняли новую сотрудницу Елену. Как оказалось, девушки уже знакомы, раньше они работали в одной компании в соседних отделах. Хоть это было и достаточно давно, у Анны остались не самые лучшие воспоминания о взаимодействии с Еленой: их отделы в некотором смысле конкурировали, и у Анны с Еленой не раз случались разговоры на повышенных тонах. Теперь Анну попросили «побыть наставником для новенькой» и рассказать ей обо всех деталях работы, но Анна избегает этой роли и отвечает отказом на все просьбы Елены помочь.
  2. В компании «Дельта» возник межгрупповой конфликт между двумя подразделениями. Отдел контроля качества постоянно пишет служебные записки директору о том, что клиенты недовольны обслуживанием, потому что им не уделяется достаточно времени. В свою очередь отдел продаж пишет служебные записки, в которых жалуется на медленную работу операторов, а значит, невозможность привлекать новых клиентов.
  3. Программист Сергей уверен, что он должен предельно полно и качественно выполнять свою работу. Если клиент замечает какие-то проблемы в программе даже после окончания срока договора, Сергей старается их исправить, выезжает к клиенту, считая, что это его долг. Его руководитель Юрий уверен, что главное – четко придерживаться договора. Его позиция: «Если они не обнаружили ошибку сразу, то это уже их проблемы, пусть платят отдельно, мы свои обязательства по договору выполнили». В итоге между Сергеем и Юрием постоянно возникают конфликты относительно рациональной траты рабочего времени.
Читать еще:  Что делать если лопнула вена на ноге

Конфликтогены

Конфликтогеном может являться любой предмет, идея, элемент поведения, установка, слова, действия, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт.

Тем не менее можно говорить о нескольких типичных видах конфликтогенов, которые мы рассмотрим в этом разделе.

Позиция руководителя отличается тем, что ему приходится решать две противоположные по своей направленности стратегические задачи: развивать организацию и сохранять ее устойчивость (стабильность). Именно такая противоречивость позиции — один из главных объективных конфликтогенов в организации. Для устойчивости компании и отношений внутри нее нужны стабильность и минимум риска, а для развития необходимо внедрять инновации, что неизбежно связано с высокими рисками и вероятностью конфликтов.

Недостаток информации. Человек ощущает себя некомфортно, если испытывает недостаток информации о ситуации, к которой он причастен. Таким образом, самые очевидные конфликтогены — сокрытие информации и прямой обман.

Навязывание собеседнику недоступного стиля речи. Использование множества терминов, особенно в общении с человеком, не связанным с данной сферой деятельности, повышает напряжение. Это связано и с тем, что возникает объективное непонимание, и с тем, что человек начинает ощущать себя «недостаточно образованным», «недостаточно компетентным».

Секреты. Особая «таинственность», часто проявляющаяся в дружеском общении на рабочем месте (перешептывания, переглядывания, смешки). Окружающие делают вывод, что этих коллег связывает некая тайна, что они смеются над другими, что-то замышляют или что они являются лицами, приближенными к начальству.

Недостаток или избыток внимания. Потребность во внимании проявляется у разных людей по-разному. У некоторых — это желание сконцентрировать на себе внимание окружающих, у других, наоборот, быть в тени и не привлекать к себе внимания.

Потребность в общении и потребность уйти от общения. Конфликтогеном может стать излишнее стремление навязать свое общество. Но точно так же конфликтную ситуацию провоцирует отсутствие отклика на просьбу пообщаться.

Плагиат является острым конфликтогеном не только в литературном творчестве или в науке, но и в устной речи.

Потребность в обвинении, в поиске виноватого («козла отпущения») — это фрустрирующая потребность человека в психологической безопасности, защищенности. Обвинение выдвигается почти всегда исключительно с позиции «сверху»; оно санкционирует наказание и основывается на негативной оценке.

Рекомендации

Основные правила работы с конфликтогенами

  • Узнавайте конфликтогены «в лицо».
  • Учитесь понимать потребности человека.
  • Помните, что ограничить воздействие конфликтогенов гораздо легче, если их вовремя обнаружить.
  • Старайтесь в общении действовать по принципу «Если не я, то кто же?». Это будет способствовать ограничению влияния разрушительных конфликтогенов.
  • Стремитесь к ясности высказываний, недвусмысленности и информативности.
  • Не жалейте сил для создания вокруг себя атмосферы психологического комфорта и общности людей.

Стадии развития конфликта

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его начала до завершения:

Кроме того, этапы развития конфликта принято делить на конструктивную и деструктивную фазы.

Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, объекта конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью на объективную оценку состояния и реакций оппонента.

Для этой стадии характерно:

  • Осознание сторонами своих интересов.
  • Осознание законности и правоты своих притязаний.
  • Инцидент – открытое вступление в конфликт, проявление вражды. Первая попытка урегулирования конфликта. Применяется управленческое воздействие.
  • В случае неудачи конфликт углубляется и обрастает новыми претензиями, отражающими интересы других участников и противоречия между ними. Все это растет как снежный ком.
  • Конфликт необходимо ввести в конструктивные рамки: принять правила процедуры, которые признаются обеими сторонами, или обратиться за помощью к авторитетной стороне — арбитру .

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения проблем превышают некий критический порог, и совместная деятельность становится неуправляемой.

Эта фаза может быть разбита на две стадии.

Первая стадия деструктивной фазы характеризуется:

  • стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет;
  • необоснованностью критических замечаний, пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес.

Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется:

  • повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля;
  • нарушением обратной связи;
  • уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления.

На этом этапе участники конфликта не могут вернуться в конструктивную фазу, процесс становится неуправляемым и необратимым.

Если не удается разрешить конфликт, возможны следующие варианты:

  • Переход конфликта в антагонизм.
  • Частичное разрешение конфликта.
  • Постконфликт. Возможен в том случае, когда конфликт решен нахождением временного компромисса, но причины не устранены.

Интенсивность конфликта на каждой из его фаз

Позитивные и деструктивные функции конфликта

Конструктивная функция — предотвращение застоя, инициация нововведений и развития (появление новых целей, норм, ценностей).

Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы.

Деструктивная функция конфликта выражается в нарушении системы взаимодействия, ослаблении ценностно-ориентационного единства и сплоченности коллектива, а значит, и снижении эффективности функционирования группы в целом.

Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта те или иные стороны могут преобладать. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector