8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины возникновения образования

Возникновение и развитие образования

Поскольку образование осуществляется в формальных организа­циях, оно могло возникнуть лишь на определенном, причем доста­точ­но позднем этапе развития человечества.

В Европе этим рубежом стал V век до н.э., когда в Древней Гре­ции стали возникать первые учителя, объединенные в школы, кото­рые за плату обучали детей благородных сословий (софисты). Однако эти школы были доступны лишь элите и не имели организации в масштабах всего общества. Более организованная система образо­ва­ния складывается в эпоху Средневековья, когда в рамках христиан­ской церкви в Европе появляется сеть специальных учебных заведе­ний по подготовке лиц духовных званий и возникают первые универ­си­теты (Париж, Оксфорд т.д.).

Однако вплоть до конца XVIII века (Великая Французская рево­лю­ция) образование носило элитарный характер и было направлено на обучение и воспроизводство представителей определенных статус­ных групп. С XIX века начинается процесс становления массового об­разо­ва­ния в Европе, и у этого процесса было несколько причин.

Во-первых, процесс демократизации политической жизни, кото­рый возможен лишь в обществе «грамотных избирателей».

Во-вторых, промышленная революция, на определенном этапе своего развертывания столкнувшаяся с проблемой квалифици­ро­ван­ных кадров.

В-третьих, институциализация самого образования, формиро­ва­ние в его рамках профессиональных групп, отстаивающих свои ин­те­ре­сы и добивающихся поддержки образования со стороны госу­дарства.

В-четвертых, ослабление роли традиционных институтов социа­ли­зации и социального контроля (религия, семья) и, соответственно, возрастание в этой сфере роли института образования.

В результате действия всех этих причин начальное, а затем и не­полное среднее образование становится обязательным во многих раз­витых странах.

В России развитие массового образования происходило весьма противоречиво. Так, царский указ от 1886 г., вошедший в историю как «Циркуляр о кухаркиных детях», запрещал доступ в гимназии детям из низших сословий. С другой стороны, после 1917 г. в России (СССР) было введено обязательное начальное, затем – обязательное неполное среднее и, наконец, обязательное среднее образование. Однако, по мнению многих исследователей, такая «массовизация обра­зования» при­вела к резкому снижению его качества.

Функции образования

Различные социологические школы по-разному, а порой и проти­воположно, описывают функции этого социального института. Функ­ционализм (Дюркгейм, Малиновский) выделяет следующие функции образования.

18.3.1. Реализации культурного наследования (передача ценнос­тей господствующей культуры)

Специфика культуры, таким образом, определяет специфику об­разования. Культурные ценности могут транслироваться как явно (че­рез их непосредственное изучение), так и неявно, например, через естественно возникающие в образовательном процессе привычки к дисциплине и порядку, представления о социально значимых стату­сах и т.д. Кроме того, в ходе образовательной деятельности ценности не толь­ко транслируются, но и видоизменяются, что способствует социаль­ным изменениям. В современном институте образования послед­няя функция представлена явно, например, многие открытия были сделаны на факультетах университетов, в рамках которых ведут­ся специально финансируемые научные исследования.

Образование как средство социального контроля

В условиях снижения контролирующей роли таких традиционных институтов, как религия и семья, значение образовательного инсти­ту­та в этой сфере резко возрастает. Большую часть дня дети, в осо­бен­ности в странах с обязательным начальным и средним образованием, находятся в школе, где их поведение контролируется учителями и дру­гими представителями школьных властей. Однако и в тех случаях, ког­да учащиеся оказываются вне школьных стен, контролирующие функ­ции этих образовательных заведений косвенно сохраняются (о подростках, находящихся на учете в милиции, сообщают по месту уче­бы). Высшие учебные заведения, как правило, предъявляющие по­вышенные требования к социальному поведению индивидов, через систему позитивных и негативных санкций также выполняют функ­ции социального контроля.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 154 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Развитие образования представляет собой процесс, в рамках которого сочетаются как новации, так и традиции. В связи с этим большое значение имеет история развития отечественной системы образования и история правового регулирования отношений в сфере образования.

История развития образования в России тесно связана с основными этапами развития нашей страны.

Начальный этап развития отечественного образования относится к периоду существования Киевской Руси, когда в результате просветительской деятельности Кирилла и Мефодия и принятия по инициативе князя Владимира христианской религии грамотность получила достаточно широкое распространение, причем не только в высших слоях общества. Центрами распространения знаний стали церкви и монастыри. Археологические раскопки, проводившиеся в Великом Новгороде, привели к находке огромного количества берестяных грамот. Анализ их содержания говорит о том, что значительная часть незнатного новгородского населения владела грамотой и использовала ее в повседневной жизни.

После преодоления феодальной раздробленности и объединения русских земель вокруг Москвы развитие образования получило новые возможности, поскольку стало государственной задачей. Об этой проблеме стало задумываться и государство. В частности, Стоглавый собор 1551 г. постановил учредить в Москве и других городах училища в домах священников и дьячков. Но это новаторское начинание в итоге так и не было реализовано. Школ в тот период было мало, обучение нередко ограничивалось лишь постижением азов грамоты и счета, основным учебным пособием выступали священные и богослужебные книги.

Мощный импульс для своего развития образование получило в результате появления книгопечатания. Это событие, способствовавшее развитию грамотности и более быстрому распространению знаний, неразрывно связано с именем русского первопечатника Ивана Федорова.

Появление в Москве в XVII в. ряда специализированных школ подготовило настоящий прорыв в деле образования. Но время для этого прорыва настало только в следующем веке, когда Россия стала империей и претерпела значительные изменения в результате реформаторской деятельности Петра Великого.

В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре была основана Славяно-Греко-Латинская Академия — первое общесословное учебное заведение (первоначально называлась Эллино-греческой академией). В 1814 г. эта Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру и преобразована в Московскую Духовную академию.

При Петре I известный немецкий ученый Г. Лейбниц был принят юстиц-советником императора. Он составил план учреждения в России Академии наук и университетов, изложенный в записке «О введении образования и наук в России».

В период правления Петра I, который придавал особое значение техническому образованию, активно открывались инженерные школы. В Сухаревой башне была открыта школа математических и навигационных наук, состоявшая в ведении Оружейной палаты. Основным учебником служила «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703) — передовое для своего времени учебное издание.

Духовный регламент 1721 г. установил правила организации духовных школ, в которых изучали латинский и греческий языки, логику, риторику и т.д.

По инициативе Петра I возникли также цифирные школы, которые представляли собой начальные школы с математическим уклоном.

Царский Указ 1714 г. разрешал вступать в брак только тем дворянам, которые предоставят свидетельство о знании арифметики и геометрии.

28 января 1724 г. Петр I издал указ об учреждении Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.

Читать еще:  Хроническая ишемия нижних конечностей 2 б стадии

Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725. Первоначально Академия делилась на три отделения:

  • • математика, астрономия с географией и навигацией, механика;
  • • физика, анатомия, химия, ботаника;
  • • красноречие, древности, история, право.

Первые академики были иностранцами (первый президент — Л. Блюментрост), первым российским академиком стал крупнейший ученый своего времени М.В. Ломоносов. В составе Академии был основан Академический университет, т.е. фактически Академия наук совмещала функции научного и учебного заведений.

После смерти Петра I, при императрице Анне Иоанновне, возникли так называемые гарнизонные школы, в которые принимались дети служилых людей. Эти школы давали не только военное, но и более широкое образование.

В 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета — фактически первого в стране высшего гражданского учебного заведения. У истоков университета стояли М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Первоначально в университете открылись три факультета: философский, юридический и медицинский. Университет обладал значительной автономией, доступ в него был открыт представителям всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Срок обучения составлял три года.

Новый этапом в развитии образования стал период правления Екатерины II. Время ее правления называется просвещенным абсолютизмом.

Для этого периода в истории самодержавного государства было характерно принятие и открытое провозглашение правящими кругами принципов французского просвещения, идей, изложенных в трудах Вольтера, Дидро, Монтескьё, Руссо и др.

Под влиянием «просвещенной» императрицы ее приближенные разработали несколько планов развития образования в России. Но ни один из этих проектов так и не был реализован на практике.

В «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. впервые в нашем законодательстве определяется статус народных школ, которые попали под власть Приказов общественного призрения.

В 1786 г. был принят Устав народных училищ. В соответствии с ним в каждом губернском городе стали создаваться четырехклассные училища, а в уездных городах — двухклассные. За короткое время число школ выросло с 8 до 288.

Всего к концу XVIII в. в России насчитывалось 550 учебных заведений. Среди них можно отметить Московское коммерческое училище, учительскую семинарию при Московском университете и женский Смольный институт.

В 1801 г. Манифестом об учреждении министерств в России было основано Министерство народного просвещения, что положило начало новому этапу в развитии народного образования. Первым министром народного просвещения был назначен граф П.В. За-вадовский. В 1803 г. император Александр I утвердил «Предварительные правила народного просвещения». В них говорилось об училищах приходских, уездных, губернских гимназиях и университетах.

С 1804 г. в стране начинает развиваться сеть церковно-приходских школ, которые находились в ведении Святейшего Синода.

Наряду с Московским, открылись новые университеты: Дерпт-ский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский.

В 1810 г. по распоряжению императора был открыт Царскосельский лицей, предназначенный для подготовки образованных кадров для государственной службы. Для обучения в Лицей принимались представители знатных дворянских фамилий.

В период великих реформ середины XIX в. в России появляются новые виды учебных заведений: женские гимназии и воскресные школы.

Земская реформа 1864 г. повлекла за собой создание большого количества земских школ, для которых были подготовлены и учительские кадры. Зародилась система педагогического образования. Были открыты новые университеты в Одессе, Варшаве и Томске. Однако по Уставу 1884 г. университеты были превращены в государственные учреждения с ограничением выборных начал и строгой централизацией.

В период правления Александра III правительство снова стало уделять серьезное внимание церковно-приходским школам. Большое значение придавал этому виду учебных заведений Константин Петрович Победоносцев — профессор права и обер-прокурор Святейшего Синода, который имел большое влияние на царя. В 1884 г. были приняты «Правила о церковно-приходских школах». Согласно данному акту создавались одногодичные и двухгодичные школы, как правило, при храмах, преподавали в которых обычно священники и диаконы, иногда и светские учителя. В школах изучали Закон Божий, чтение и письмо, основы арифметики, церковное пение. Церковно-приходские школы сыграли большую роль в повышении уровня грамотности крестьянского населения Российской империи.

После революционных событий 1917 г. система образования претерпела существенные изменения.

В составе первого советского правительства, избранного 26 октября (по старому стилю) 1917 г., был образован Народный комиссариат по просвещению. Его возглавил А.В. Луначарский. Уже 29 октября он обнародовал обращение «О народном просвещении», в котором определялись основные направления действия новой власти в сфере образования. В 1918 г. специальным декретом школа была отделена от церкви. Преподавание религиозных предметов в школах запрещалось.

Первые годы советской власти — это время полного реформирования всей системы образования в России. Революция коренным образом изменила отношения между государством и учебными заведениями, а также принципы функционирования последних.

В 1918 г. при Народном комиссариате просвещения (Нарком-прос) был создан Совет по делам высшей и средней школы. В 1919 г. Наркомпросом стали издаваться первые учебные программы. Также в 1919 г. было принято постановление о создании рабочих факультетов при университетах. В соответствии с программой Российской

Коммунистической партии (большевиков) 1919 г., предполагалось открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для желающих учиться из числа рабочих. В 1920-е гг. сложилась система государственного управления вузами и заведениями среднего образования. Появились заочное и вечернее обучение. Новая структура школьного образования создавалась в соответствии с Уставом единой трудовой школы 1923 г.

В последующие годы развитию образования, в первую очередь школьного, уделялось большое внимание. К 1940 г. был завершен переход на обязательное семилетнее школьное образование. Для учебного процесса было характерно широкое самоуправление учащихся, использование элементов социалистического соревнования.

В 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, положивший начало новой школьной реформе. Этот закон ввел всеобщее обязательное восьмилетнее образование, установил принцип связи обучения с производством. В нем отмечалось, что с 15—16 лет вся молодежь должна включаться в посильный общественно полезный труд, и все ее дальнейшее обучение необходимо связывать с производительным трудом в народном хозяйстве.

Закон установил основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование.

  • 1. Школы рабочей и сельской молодежи — вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают свою профессиональную квалификацию.
  • 2. Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают в течение трех лет среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.
  • 3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и среднее специальное образование.
Читать еще:  Шишечки на ногах вены

В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей Закон постановил расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Было установлено, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.

Закон признал необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций в соответствии с Законом являлось дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице.

Для профессионально-технического обучения молодежи, идущей на производство после окончания восьмилетней школы, Закон постановил образовать городские и сельские профессионально-технические училища.

Также закон постановил преобразовать школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заведения совнархозов и ведомств в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения один-два года.

В высшие учебные заведения было решено принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения Закон предоставлял преимущества лицам, имеющим стаж практической работы.

Закон признал необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Данный закон утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-8 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Этот закон закрепил право граждан на бесплатное образование всех видов.

В последующие годы право на образование было закреплено в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. В частности, ст. 57 Конституции РСФСР 1978 г. устанавливала: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении».

Разрушение СССР и формирование самостоятельной российской государственности в 90-е гг. XX в. повлекло за собой изменение всей системы образования и принципов ее развития. В современных условиях процесс совершенствования системы образования и ее нормативно-правового регулирования продолжается.

История образования: от первых школ Руси до советских

В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже — учителя-предметники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как менялась система образования в России на протяжении десяти веков.

Первые школы

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов», — сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.

Учение в допетровской Руси

О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.

В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына — будущего Петра I — не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.

Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. — Прим. ред.) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.

Школы при Петре I

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Читать еще:  Уровень лейкоцитов в крови ребенка норма и причины изменения

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

Реформа образования Екатерины II

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

Образование в XIX веке

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

Система образования в России: история становления

Начало русской национальной школе было положено в Киевской Руси. В развитии древнерусской культуры и просвещения немалую роль сыграло введение улучшенной азбуки (кириллицы), которая была создана на основе звукобуквенного греческого алфавита с учетом фонетики древнеславянского языка.

Начало положено.

Централизованная система образования в России берет свое начало в X-XIII веках, с момента создания и открытия церковно-приходских школ, учреждений при монастырях и дворцах князей. Педагогические начинания князя Владимира успешно продолжены Ярославом Мудрым, которому принадлежала идея создания первой библиотеки при Софийском соборе в Киеве. Если верить берестяным грамотам XI-XV веков, грамотность в Древней Руси получила достаточное распространении не только среди знати, но и среди горожан, ремесленников, торговцев, благодаря «мастерам грамоты» — дьячкам, которые занимались обучением детей.

Первый ВУЗ

Первое высшее учебное заведение было организовано на территории современной Украины – Киевско-Братская Коллегия, позже переименованная в Академию, была открыта в 1632 году. Студентами данного учебного заведения были дети зажиточных горожан, духовенства, представителей казачества. Система образования в России того времени одним из методов преподавания выбрала диспут, а само обучение происходило на греческом языке.

Образование и народ

В XVIII-XIX веках, в эпоху реформации при правлении Петра I, была затронута и система образования в России. Именно с этого времени обучение стало доступно простому народу, поскольку открывались народные школы. Начальным звеном стали церковно-приходские, в которых осваивали знания в области богословия, счета и чтения в течение одного года; далее – начальные, где готовили кадры для уездных школ. В них преподавались основы математики, литературы, профессиональных наук, обучение проходило в течение двух лет. Выпускники данных школ подготавливали кадры для гимназий, следующая ступень после которой – университет. Обучение в этом заведении было четырехлетним, на одном их факультетов: юридическом, медицинском, словесности, искусств. Эта система образования в России существовала в шести округах, во главе каждого стоял попечительский совет.

Преемственность

Исторически так сложилось, что дошкольное образование в России было прерогативой родителей ребенка или его бабушек и дедушек, оно никогда не являлось обязательным. Первые детские сады возникли в конце XIX века, изначально разделившись на «народные» и «для представителей интеллигенции». Во времена Советского Союза подобное деление перестало быть актуальным, а поскольку люди большую часть своего времени проводили на работе, дошкольные учреждения получили широкое распространение, в них стали отдавать детей, едва достигших пары месяцев. Именно в те годы начала складываться система непрерывного образования в России, предполагающая преемственность между всеми звеньями воспитательно-образовательного процесса. Так, сначала ребенок посещал детский сад, затем поступал в школу, а далее уже, в зависимости от способностей, возможностей и желания – в высшие или средне-специальные учебные заведения.

И вновь реформы.

Современная система образования в России претерпела некоторые изменения по сравнению с советской. Кроме общеобразовательных школ появились лицеи и гимназии, профтехучилища стали гордо именоваться «колледжами», в высших учебных заведениях стало возможно учиться как на бюджетной, так и на договорной основе. В последнее время получили распространение частные детские сады и школы, развивающие центры. С принятием нового закона «Об образовании» реформирование этой сферы продолжится и в дальнейшем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector