1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Кровяное давление может повышаться в любом возрасте. Избавиться от гипертонии практически невозможно. Для улучшения качества жизни нужно постоянно придерживаться определенных правил. Для этой цели создана школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией, основанная на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Цели школы для гипертоников

Школы здоровья создаются на базе лечебно-профилактических учреждений Москвы и других городов, и представляют собой доверительную беседу между врачом, пациентами, родственниками больных гипертонией. Практически у всех обучаемых диагностирована гипертония в различной стадии течения, от 1 до 3.

Школа артериальной гипертензии ставит перед собой следующие цели:

  • информирование больных с артериальной гипертензией, как развивается болезнь, какие факторы приводят к заболеванию, о возможных осложнениях и профилактике синдрома;
  • привить ответственность за состояние собственного здоровья;
  • обучение больных контролю и ответственности за состояние здоровья, учат как выполнить измерение АД в мм рт. столба;
  • привить привычку следовать врачебным рекомендациям, с одновременным выполнением правил по лечению в домашних условиях. Получение рекомендаций по снижению АД;
  • обучение оказанию помощи при гипертоническом кризе до приезда скорой;
  • ознакомление, как проводится медикаментозное лечение, и лечение артериальной гипертонии в домашних условиях;
  • обучение больных правильному поведению, включая грамотный образ жизни, при высоком АД.

С помощью специально разработанных программ в школе артериальной гипертонии, специалисты находят индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Структура обучения

Структура обучения в школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией, состоит из следующих взаимосвязанных занятий:

  1. вводная часть. На первом занятии врач и обучающиеся знакомятся. Ведущий за один раз рассказывает о целях обучения, и кратко рассказывает, что представляет собой патология на различных стадиях развития, о том какими симптомами проявляется заболевание. Несколько минут отводится на вопросы и ответы. Рассматриваются разные случаи появления патологии;
  2. информационная часть занятий. Проводимое занятие дает знания о факторах, которые увеличивают вероятность развития артериальной гипертензии. Специалист рассказывает, о связи состояния артерий и сосудов на отметку АД, как системы организма реагируют на высокую отметку. Обучают правильному измерению кровяного давления, составляют индивидуальный метод по начальным действиям для каждого обучающегося;
  3. активные занятия состоят из ответов на вопросы обучающихся. Проводятся семинары, и индивидуальное консультирование;
  4. заключительные занятия. Подводятся итоги предыдущих занятий.

Полный курс занятий для пациентов с развивающейся гипертонией, или протекающей в хронической форме, обычно состоит из 8 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия составляет 90 минут.

Что получает пациент по окончании занятий?

Если человек проходит полное обучение, организованное для больных с диагнозом артериальная гипертензия, то получает следующие знания:

  • основные причины и факторы, вызывающие повышение АД. Основные факторы риска, к которым относится: избыточная масса тела, низкая физическая активность, отсутствие здорового питания, наличие постоянного стресса, напряженные отношения в семье. Перечисленные факторы провоцируют риск развития инфаркта миокарда, болезни сердца и почек, инсульт, повышение артериального давления, сердечно-сосудистые патологии;
  • симптомы проявления АГ;
  • узнает, как проявляется гипертонический криз, и как резкое повышение АД может спровоцировать нарушение кровообращения мозга. Узнает, как проявляются низкие показатели АД;
  • овладевает знаниями по оказанию экстренной помощи при резком перепаде показателей. Усваивает более одного способа помощи. Это особенно важные знания, позволяющие значительно снизить риск развития осложнений;
  • создает индивидуальный план по оздоровлению собственного организма, выбирая оптимальный вариант;
  • учится контролировать артериальные параметры самостоятельно.

На последних занятиях в школе здоровья по артериальной гипертензии, обучающиеся учатся решать специальные задачи по гипертонии.

Задачи с ответами по артериальной гипертензии

На занятиях, организованных для людей с диагнозом артериальная гипертензия, на заключительных занятиях проверяются полученные знания. Проверка проводится несколькими способами:

  • обучающимся предлагают ответить на вопросы. Таким образом проверяется, насколько пациент усвоил полученные знания;
  • раздаются анкеты, где путем анонимного опроса, обучающиеся ставят оценки полученному уровню обучения, пишут свои пожелания;
  • обучающимся предлагается решить специальные задачи по артериальной гипертензии, и затем предоставляется возможность свериться с ответами.

Каждая задача для больных артериальной гипертонией представляет собой типовую ситуацию. Обучающийся должен поставить диагноз, и попробовать составить лечебный план.

Пример задачи

К врачу обратилась женщина, в возрасте 60 лет. Женщина описывает беспокоящие ее симптомы:

  • головная боль пульсирующего характера;
  • тошнота;
  • мельтешение перед глазами.

Женщина вызвала врача, и чувствует себя плохо в течение часа. Самочувствие ухудшилось на фоне стрессовой ситуации.

Специалист, просмотрев карточку больной, видит, что женщина страдает гипертонией на протяжении 10 лет. Сахарный диабет является сопутствующим заболеванием. После опроса выясняется, что последний месяц она перестала принимать назначенные ранее гипотензивные препараты.

Осмотр больной дал следующие результаты:

  • общее состояние отмечается, как удовлетворительное;
  • ритмичные тоны сердечной мышцы;
  • пульс 8 уларов за минуту;
  • параметры давления 185 на 100.

Обучающимся в школе здоровья пациентам, имеющим проблемы из-за повышенного АД, предлагается ответить на следующие вопросы медицинской задачи:

  1. какой предварительный диагноз можно поставить женщине;
  2. как связать причины, спровоцировавшие скачок давления в сторону увеличения измеряемых параметров;
  3. первая помощь в сложившейся ситуации;
  4. план обследования;
  5. план лечения по результатам обследования.

Пациенты, закончившие полный курс обучения с уклоном по артериальной гипертензии, и не имеющие медицинского образования, способны дать ответы на предлагаемые вопросы. После самостоятельных ответов, ведущий занятия предлагает свериться с эталонами ответов.

Ответы на задачу:

  1. после осмотра поставлен предварительный диагноз. Это гипертония на 2 стадии развития. Степень артериальной гипертензии 3. Существует риск гипертонического криза;
  2. стрессовая ситуация, прекращение назначенного лечения;
  3. гипертонический криз можно снять такими препаратами, как Анаприлин, Клофелин, Каптоприл. Из мочегонных препаратов — Фуросемид. Снижать АД нужно постепенно, в течение 40 минут, чтобы исключить тяжелые последствия для организма. Стационар пока не требуется;
  4. необходимо провести лабораторные исследования крови и мочи. Изучить кровь на такие показатели, как креатинин, мочевина, глюкоза, калий. Обследование глазного дна, кардиограмма.
Читать еще:  Тромбоз код по мкб 10 у взрослых

Умение решать типовые задачи по артериальной гипертензии, помогают обучающимся самостоятельно анализировать собственные симптомы в экстренной ситуации, и грамотно объяснять их специалисту. Подобные знания на тему гипертонической болезни в школе здоровья, способствуют укреплению самодисциплины, которая необходим при диагнозе гипертония.

Презентации для пациентов

На активных занятиях для обучающихся часто проводятся презентации на следующие темы:

  • что нужно знать о гипертонии и гипертензии. Чем отличаются оба понятия;
  • как должен питаться пациент с повышенным давлением;
  • ожирение, как основная причина патологии;
  • физические упражнения при высоком давлении;
  • курение и АД. Презентация предназначена для курящих пациентов с гипертонией;
  • стрессовые ситуации и их влияние на здоровье;
  • медикаментозная терапия при гипертонии. Мотивация больного к лечению.

На презентациях обучающиеся получают необходимые знания, овладевают нужными практическими навыками, учатся планировать день.

Профилактические мероприятия против артериальной гипертензии

На занятиях об артериальной гипертонии в школе здоровья, рассказывают, как важно придерживаться определенных рекомендаций при повышенном давлении. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, состоящим из следующих действий:

  1. контроль за массой тела и уровнем холестерина. Оптимальный вес является главным условием немедикаментозного лечения патологии;
  2. обязательная, ежедневная физическая нагрузка. Это пешие прогулки, зарядка, велосипед, плавание;
  3. грамотное питание, исключающее из меню соленую, острую, жареную, пряную, сладкую пищу, алкоголь. Нужно отказаться о фастфуда, полуфабрикатов, консервированной продукции. По возможности следует отказаться от добавления соли во время приготовления еды;
  4. при употреблении спиртосодержащих продуктов соблюдать минимально допустимую дозировку, либо полностью отказаться от выпивки;
  5. употреблять продукты с большим содержанием калия, которые помогают снижать параметры давления. Это различные овощи и фрукты;
  6. стараться бросить курить;
  7. если после постановки диагноза врач назначил медикаментозную терапию, то необходимо соблюдать назначения. Нельзя самостоятельно прекращать лечение, чтобы исключить гипертонический криз. При возникновении нежелательных эффектов от лекарства, в процессе лечения, нужно посоветоваться с врачом, чтобы скорректировать назначения. Многие пациенты допускают ошибку, прекращая прием гипотензивных препаратов после стабилизации АД. Но, частой причиной гипертонического криза является самовольное прекращение лечебного курса. Также нельзя пропускать прием прописанных препаратов.

Несмотря на гипертонию, пациент может жить качественной жизнью. Для этого необходимо регулярно консультироваться со специалистом, постоянно контролировать показатели давления. Нужно научиться самостоятельно правильно измерять АД.

Справиться со всеми перечисленными задачами, необходимыми для стабилизации артериального давления, помогут специальные занятия в школе для больных с артериальной гипертензией.

Зачем нужны школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

Сердечно-сосудистые заболевания и осложнения, к которым они приводят, являются основной причиной смерти людей, при чем во всем мире. Проводимое в 2014 году исследование ЭССЕ показало, что в России более 48% мужчин и 41% женщин болеют артериальной гипертензией.

Предупредить развитие артериальной гипертензии и повысить качество жизни помогают Школы Здоровья.

К 2025 году, по прогнозам ученых, число людей с повышенным артериальным давлением возрастет до 1,5 млрд. Предупредить такие состояния, а также значительно повысить качество жизни существенно помогают Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Пара слов о заболевании артериальная гипертензия

Артериальная гипертензия — это постоянное (стойкое) повышение АД. Из-за того, что артериальное давление повышено, структура и функции артерий и сердечной мышцы нарушаются, что приводит к серьезным осложнениям, значительно ухудшает качество жизни больного. Даже колебания на 10 мм рт. ст. от нормы значительно влияют на состояние сердца, мозга, сосуда и почек.

Лечение артериальной гипертензии заключается в комплексе мер: изменения образа жизни и приема лекарственных препаратов. Важно, чтобы пациент понимал, насколько серьезно его заболевание, а также мог самостоятельно организовывать лечебные мероприятия. Для этого и была создана Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией .

Школа Здоровья. Что это такое?

Школа гипертоника — это совокупность методик и средств, предназначенная для воздействия на пациента и население в целом. То есть основной задачей такой Школы является:

  • Повышение информированности о гипертензии;
  • Улучшения качества жизни пациента;
  • Получение практических навыков по профилактике и лечению заболевания.

По факту, Школа Здоровья — это форма профилактического консультирования, услуга, которая оказывается пациентам, болеющим гипертонией, или имеющим факторы риска появления заболевания. В 2001 году приказом №268 Школа Здоровья была включена в классификацию «Комплексные и сложные мед. услуги».

Задачи и цели Школы Здоровья для больных с артериальной гипертензией

Школа гипертоников преследует такие цели:

  • Увеличить охват населения, получающего профилактическую помощь;
  • Повысить доступность и качество профилактики артериальной гипертензии;
  • Проводить первичную и вторичную профилактики болезни;
  • Достичь максимальной результативности в лечении пациентов;
  • Повысить качество жизни больного.

В школе здоровья знакомят людей с факторами риска развития артериальной гипертензией.

  • Ознакомление людей с факторами риска развития заболевания;
  • Формирование активного отношения пациента к собственному здоровью;
  • Мотивация пациентов к оздоровлению;
  • Формирование умений по самостоятельной помощи себе в критических ситуациях;
  • Формирование навыков по самостоятельному устранению или снижению воздействия неблагоприятных факторов на своей здоровье; [color-box color=”green”]В этот пункт относится материал об отказе от вредных привычек, подавлению стресса и др.[/color-box]
  • Налаживание понимания между пациентом и врачом/семьей больного по вопросам профилактических мероприятий.

Также в задачи организации входит формирование у населения понимания о том, что укрепить свое здоровье можно исключительно через правильный образ жизни.

Читать еще:  Признаки варикоцеле у мужчин

Школа Здоровья и обычная школа. Есть ли разница?

Безусловно, Школа Здоровья при артериальной гипертонии отличается от обычной своими целями и задачами, что видно из предыдущего пункта. Но даже в организационных моментах различия разительны, ведь Школы Здоровья:

  • Организовываются при поликлиниках, стационарных отделениях, диспансерах, санаториях и прочих лечебных и профилактических медицинских учреждениях;
  • Утверждаются приказом директора каждого конкретного учреждения;
  • Составляют свой план в зависимости от специфики учреждения;
  • Могут быть организованы врачом, узкопрофильным специалистом, зав отделением;
  • Обязаны вести учет работы в соответствии с формами, конкретно приложением №5 приказа № 455.

Если в обычной школе набирается весьма разношёрстная аудитория, а класс может состоять из более 20 человек, то класс Школы Здоровья включает до 15 людей, больных гипертонией I-III стадии. Уроки здесь составляют 1,5 часа, а количество их зависит от курса (в пределах 10).

[color-box color=”blue”]Занятия для гипертоников проводятся профессиональными врачами. Кабинет для уроков оснащается пособиями, инструментами и другим необходимым инвентарем. Каждому обучающемуся выдается литература и дневник, где содержится основная информация по заболеванию, которую пациент должен знать.[/color-box]

Каждый урок посвящен отдельной теме, как и в обычной школе. Программа для занятий составляется отдельно руководителем.

Одна из тем, которую освящают в школе здоровья – это здоровое питание.

Темы освещают такие аспекты. как:

  1. Здоровое питание;
  2. Ожирение и гипертония;
  3. Необходимость физических нагрузок;
  4. Влияние курения и стрессов;
  5. Медикаментозная терапия.

Занятия в школе здоровья по артериальной гипертонии включают не только лекционный материал, но и практический. Примерное процентное соотношение уроков указано в таблице:

Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией. Занятие 3

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ? (1 часть)

Сегодня мы поговорим с Вами о самом заболевании, остановимся на причинах и механизме его развития.

К сожалению, опыт показывает, что большинство населения имеет очень приблизительное представление об артериальной гипертонии. Знание и понимание того, что с Вами происходит или может произойтипервый шаг на пути успешного лечения или даже предотвращения болезни.

Начнем с рассмотрения понятия «артериальное давление» . Артериальное давление обозначает силу, с которой поток крови оказывает давление на стенку артерий. Например, 140 / 90 мм рт.ст. Почему цифр артериального давления две? Первая цифра (140) обозначает «систолическое давление» или, как часто называют его сами пациенты, «верхнее», она отражает давление крови, выбрасываемой в артерии во время сокращения сердца. Вторая цифра (90) обозначает «диастолическое давление» (или «нижнее»). Оно определяется между сокращениями сердца, когда оно расслаблено и давление в артериях снижается.

От чего зависит уровень артериального давления? На величину артериального давления влияют многочисленные факторы: сила, с которой сердце выбрасывает кровь в сосуды, количество крови, выталкиваемой в сосуды, эластичность сосудов, регуляция тонуса сосудов со стороны центральной и периферической нервной системы, содержание и концентрация различных компонентов, особенно гормонов и др. Артериальное давление – величина изменчивая: оно ниже, когда мы спим или просто лежим, временно повышается при нагрузках и волнении, когда как отдых и расслабление вновь приводят к его нормализации. Таким образом, и у здорового человека кратковременно в ряде случаях может быть повышенное артериальное давление.

Очень важно понять, насколько сложен механизм, регулирующий этот процесс. Чуть ниже мы еще вернемся к этому вопросу.

В настоящее время за верхнюю границу нормы принят уровень артериального давления ниже 140/90 мм рт. ст . Норма артериального давления взрослого человека не зависит возраста. Еще недавно повышение давления у людей пожилого возраста считалось возрастной нормой. Это представление сейчас расценивается как ошибочное!

Но следует также знать, что показатели артериального давления изменяются в зависимости от пола, условий работы, образа жизни, внешних обстоятельств, следовательно, для каждого отдельного человека может быть свое индивидуальное «нормальное давление».

Артериальная гипертония – это стойкое повышение артериального давления (АД 140/90 мм рт.ст. и выше).

Диагноз артериальной гипертонии ставится в том случае, если повышение АД было зарегистрировано врачом не менее 3-х раз в разное время и при различных обстоятельствах.

Сегодня никто не даст исчерпывающего ответа на вопрос: какова причина повышения артериального давления. У здорового человека регулирующие АД системы работают нормально, в результате чего кратковременно повышенное артериальное давление у здорового человека самостоятельно возвращается к нормальным цифрам. Однако когда нарушается нормальная деятельность этих систем, давление вначале периодически, а позже постоянно выходит за границы нормальных значений.

Механизмы подъема и поддержания повышенного артериального давления многообразны. Как мы уже отмечали выше, они достаточно сложны, часто сочетаются и усугубляют друг друга. Чаще всего у каждого больного одновременно задействованы несколько механизмов подъема артериального давления.

Поэтому не менее чем в 90-95% случаях непосредственную причину повышения АД выяснить не удается. В таких случаях артериальная гипертензия расценивается, как первичная, «эссенциальная» . В нашей стране ее принято называть гипертонической болезнью . Важная роль в развитии гипертонической болезни отводится перенапряжению центральной нервной системы.

В 5-10% случаях причиной повышения артериального давления является заболевание какого-либо органа. Чаще всего к повышению давления приводят заболевания почек (например, нефриты), эндокринные заболевания (например, тиреотоксикоз), опухоли надпочечников и другие. Такие формы артериальной гипертонии носят название «симптоматические» или вторичные.

Поэтому, когда врач для уточнения диагноза подвергает пациента обследованию, делается это, в первую очередь, с целью исключения симптоматической гипертонии, при которой тактика ведения больного иная и заключается в лечении основного заболевания, вызывающего повышение АД.

Гипертоническая болезнь – хроническое заболевание. В зависимости от уровня артериального давления принято выделять 3 степени артериальной гипертонии.

Нередко люди недооценивают серьезность 1-й степени артериальной гипертонии. Она не так безобидна, как может показаться. Эта форма болезни является наиболее распространенной: ею страдает 70% пациентов. Именно у этой группы больных риск развития мозговых инсультов увеличивается в два, а то и в четыре раза по сравнению с людьми, имеющими нормальное АД.

На следующем занятии мы поговорим с Вами о последствиях и осложнениях артериальной гипертонии, рассмотрим понятие «органы-мишени» и факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева»

Официальный сайт

Регистратура поликлиники на ул.Комсомольской, д.1: 33-80-06, 47-34-10, 47-36-35
Регистратура медицинского блока № 1 на ул.Галкина, д.31-а: 49-04-13
Регистратура медицинского блока № 2 на ул.М.Горького, д.12: 34-18-00
Вызов врача на дом: 33-80-06, 47-34-10, 47-36-35
Регистратура медицинского центра (женская консультация) на ул.Галкина, д.31-а:49-96-55, 49-96-44
Регистратура отделения ЛВК на ул.Октябрьской, д.49:47-55-40
Регистратура детской поликлиники № 1 на ул.Дегтярева, д.52: 77-02-17, 34-36-49

Регистратура детской поликлиники № 2 на ул.Лейтейзена, д.1: 56-91-44, 50-52-09
Вызов врача на дом: 56-08-11
Тел. горячей линии: 8-(952)-186-40-99 (08-00-17-00 в будние дни)

Школа для пациентов с артериальной гипертонией

Жить с артериальной гипертонией: сложно или просто?

Гипертоническая болезнь (или как ее часто называют артериальная гипертония) – одно из самых распространенных заболеваний. В России повышенное АД выявляется почти у 40 процентов взрослого населения. И только половина из этих людей получает лечение, а лечится правильно (то есть поддерживают АД стабильно нормальным) и того меньше, только 17 % женщин и 6 % мужчин.

К сожалению, излечить гипертоническую болезнь невозможно, но можно контролировать свое заболевание, тем самым обеспечивать профилактику обострений и осложнений, что поможет существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Успешно контролировать АГ, даже с максимальным использованием всех возможностей современной медицины не получится без активного осознанного участия пациента в процессе лечения заболевания.

Это возможно, лишь в случае, когда больные соответствующим образом обучены.

Именно с этой целью была создана Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Приглашаем Вас пройти обучение в нашей школе бесплатно.

Время проведения занятий: с 14.00 до 15.30 часов вторник-четверг (четное число). Запись на занятия проводится у участкового терапевта. Занятия проводятся в поликлинике, кабинет 25.

Цель:
программа укрепления здоровья больных АГ разработана с целью изменения образа жизни больных АГ с учетом индивидуальных особенностей и изучения немедикаментозным методам лечения АГ.
Задачи:

  • повышение информированности пациентов об АГ и возможных нн осложнениях, обострениях, применению немедикаментозных методов лечения и профилактики;
  • обучение пациентов навыкам контроля АД, оказания доврачебной помощи – формирование мотивации у пациентов на сотрудничество с лечащим врачом на выполнение его рекомендаций;
  • Обучение больных методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска.
  • повысить уровень информированности пациентов методам профилактики и лечения;
  • отказ от вредных привычек;
  • переход к здоровому образу жизни, рациональному питанию;
  • снижение веса при ожирении, приобретение навыков регулярных физических упражнений;
  • приобретение навыков регулярных физических упражнений, аутотренинга для снижения АД ниже 140/90 мм/рт.ст.;
  • самостоятельно регулирование АД, ведение дневника самоконтроля.

Занятия проводятся врачом кардиологом Восович О.Г. совместно с медицинской сестрой Аверьяновой З.А.
Структура занятий:
Занятия в Школе имеют единую структуру:

  • вводная часть
  • информационная часть
  • активные формы обучения
  • заключительная часть занятия.

Информационный материал является справочным материалом для медицинского работника, проводящего занятие. Он направлен на информирование пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в процессе лечения и оздоровления. Информационный материал не обязательно должен быть весь представлен пациентам во время занятий. Рекомендуется иметь его постоянно на столе во время занятия, и при изложении материала следует стремиться максимально выполнить поставленную в занятии цель.

Активная часть занятий направлена на развитие у пациентов умений и навыков, которые необ­ходимы в повседневной жизни для наиболее эффективного контролирования артериального давления (АД) и сохранения здоровья

Тематический план занятий в школе по артериальной гипертонии

1. Знакомство с пациентами.

  • представление пациентов;
  • представление программы обучения;
  • организационные вопросы;
  • что такое АГ;
  • какой уровень принято считать нормальным;
  • изменения, происходящие при АГ;
  • течение АГ и ее проявления;
  • гипертонический криз;
  • органы-мишени;
  • факторы риска.
  • как правильно измерить давление;
  • повторное измерение давления;

дневник самоконтроля
2.Питание при АГ:

  • основные принципы;
  • обеспечение полноценности рациона;
  • расчет суточных энергозатрат и энергетической ценности пищевого рациона;
  • принципы здорового питания;
  • влияние характера питания на АД;
  • диетические рекомендации пациентам с АГ;
  • рекомендации по снижению потребления поваренной соли;
  • составление списка легко и трудновыполняемых изменений в привычках питания и плана оздоровления.

3.Ожирение и артериальная гипертония:

  • основные причины ожирения;
  • типы ожирения;
  • принципы лечения ожирения;
  • рацион питания при ожирении;
  • поражение органов и тканей при избыточной массе тела;
  • расчет нормальной массы тела;
  • дневник питания.

4.Физическая активность и здоровье:

  • определение уровня физической активности;
  • контроль интенсивности физических нагрузок;
  • одежда при физических нагрузках;
  • правильность выполнения оздоровительных физических нагрузок.

5.Курение и здоровье:

  • выявление информированности о курении и отношения к курению;
  • компоненты табачного дыма. Влияние курения на здоровье.

6.Стресс и здоровье:

  • что такое стресс;
  • личностные факторы стресса;
  • контролируемые и неконтролируемые факторы стресса;
  • управление стрессом.

7.Медикаментозное лечение АГ:

  • правильность приема препаратов;
  • принятие своевременных мер по устранению нежелательных побочных эффектов;
  • повышение приверженности к лечению и соблюдению рекомендаций врача.

8. Заключительное. Подведение итогов.
Анкетирование. Пожелания на будущее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector